Ремесленничество
Информация о ремеслах в то или иное время бывших популярными среди жителей села.
1882 год. Кустарная промышленность.
- Подробности
- Опубликовано 09.02.2021 13:42
Кустарная промышленность Вятской губернии.
Статистический очерк.
Составлен для Всеросийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Mocкве.
Секретарем Губернскаго Статистическаго Комитета Н. Спасским.
Вятка. Губернская типография. 1882 г.
Главное занятие населения Вятской губернии, простирающагося до 2,600,000 душ обоего пола, составляетъ земледелие; но так как занятие это производится лишь в летнюю пору, и так как, вследствие климатических, почвенных и разных неблагоприятных сельско-хозяйственных условий, оно не везде вполне обезпечивает все материальныя нужды населения, то крестьяне очень многих мест губернии осенью и зимою и вообще в свободное от полевых работ время кроме того занимаются промыслами, которые, разделяясь на отхожие и кустарные, служат пособниками как к поддержанию сельскаго хозяйства и экономическаго быта населенья, так и исправной уплате податей.
Посуда и токарныя резбенныя и мелкия деревянныя изделия.
К промыслу относится выделывание ложек, чашек, тарелок, солонок, ночевок, корыт, лопат, квашен, хлебниц, обечек для сит, колыбелей (зыбок — по вятски) лукошек, граблей, берд, соломы для спичек, точение ножек для столов, для кроватей, для этажерок, балясин для перил, всевозможных детских игрушек, (рюмки, бокалы, самовары), веретен, ходуль, подсвечников, чубуков, трубок и проч.
... Берда выделывают в Салтыковской волости Вятскаго уезда (14 чел.) и в селе Истобенском Орловскаго уезда (80 чел.), отсюда они идут в продажу на Алексеевскую ярмарку в Котельнич по 10—12 руб. за сотню.
Музыкальные инструменты (гармоники, скрипки, виолончели, балалайки) приготовляются почти исключительно в уездахъ: Вятском, в 10 волостях (326 чел.), в Орловском, в 11 волостях (50 чел.) в Котелыническом, в 9 волостях (29 чел.), во всех остальных уездах производство их почти не существует; по губернии всего мастеров, выделывающих сказанные инструменты, 253 взрослых и 160 малолетних.
... Гармоники приготовляются разных сортов от 50 коп. до 18 руб. за штуку. Болеее дорогия отличаются чистотой отделки, красивой оклейкой и бордюрами.
Деревянныя части для гармоники делаются столярами. Лучшие и более известные мастера в селе Истобенском Орловскаго уезда выделывают духовые органы—шарманки. Особенное же внимание обращают на себя разные виды так называемых фис-гармоник с клавишами рояльнаго строя, от 5 до 25 руб.
... Гармоники сбываются как на месте производства, так и в Сибирь, в Вологодскую и Костромскую губернии.
Производство различныхъ мелких вещей из металлов в губернии развито весьма слабо и существует в некоторых пунктах уездов Вятскаго, Слободскаго, Орловскаго, Яранскаго, Уржумскаго и Малмыжскаго.
... В Орловском уезде, в селе Истобенском, производят железныя рыболовныя удочки. Производством занято до 25 взрослых и 15 малолетних. Удочки скупаются скупщиками, которые продают их на Алексеевской ярмарке в Котельниче и кроме того в большем числе увозят в Пермскую губернию.
1883 год. Производство ткацких берд.
- Подробности
- Опубликовано 01.08.2011 16:00
Из Памятной книжки Вятской губернии на 1883 год:
"Берда выделывают в Салтыковской волости Вятского уезда (14 человек) и в селе Истобенском Орловского уезда (80 человек), отсюда они идут в продажу на Алексеевскую ярмарку в Котельнич по 10-12 руб. за сотню."
ПРИМЕЧАНИЕ:
Бёрдо представляет собой плоскую дощечку, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющем две щели, проделано отверстие. Таких отверстий может быть — по вертикали — от одного до трёх, что позволяет усложнять узор, работая с нитками разных цветов.
При создании полотна в бёрдо продеваются нитки — как в продольные щели, так и в «столбиковые» отверстия. Затем бёрдо перемещается вверх/вниз. Нити в продольных щелях остаются на месте, а нити, продетые в отверстия, смещаются вверх или вниз. За счёт этого создаётся «зёв» — промежуток между нитями основы. В этот «зёв» продевается нитка утка — руками или с помощью челнока. Таким образом создаётся полотно ткани или пояса.
Русский ткацкий станок, берды лежат внизу слева.
1889 год. Истобенск - родина вятской гармоники.
- Подробности
- Опубликовано 22.05.2013 20:46
Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск I. Вятка. 1889 г.
Время возникновения гармоннаго промысла в Вятской губернии относится, сравнительно, к очень недавному прошлому. Честь введения этого производства, доставляющего в настоящее время средства к существованию сотням рабочаго люда, принадлежит крестьянину села Истобенскаго, Орловскаго уезда, Данилу Карповичу Нелюбину и по ныне благополучно здравствующему в месте своей родины.
Жители села Истобенскаго, не имеющие пахатных земельных угодий, исключительно занимаются отхожими промыслами, главным образом бурлачеством. Мужчины большую часть года проводят в работах на разнаго рода речных судах, имея своих представителей на всех должностных ступенях по этой специальности, постепенно завоевывая для нея все большую и большую область в пределах судоходства по рекам северной и средней полосы Европейской России и Сибири. К этому же занятию приурочивается ими и подрастающее поколение. Данило Карпов Нелюбин также с ранняго возраста принял участие в бурлачестве, помогая отцу, служившему на купеческой барже водоливом.
Однажды, рассказывает Данило, когда ему было 18 лет (в 1841 г.), плыли они на ярмарку в Нижний; во время пути ему очень часто приходилось бывать в ночном карауле и бодрствовать длинную ночь на пролет; обязанности же водолива и его сподручнаго очень серьезны: они должны заботиться о целостности самой баржи, на них же лежит ответственность за сохранение груза и такелажа, почему на судах и поддерживается бдительный надзор и днем и ночью. А долго ли молодому парню, соскучившись в ночной тиши и задремать! Вот, он и задумал на этот случай доставить себе развлечение - купить гармонику. Испросив на это дозволение своего отца, охотно согласившагося удовлетворить его просьбу. Данило, по приезде в Нижний, немедленно и купил гармонику тульской работы, но инструмент этот оказался на столько не прочным, что через несколько дней пришлось позаботиться о его починке - один из голосов сломался. Случись это на родине, пришлось бы или совсем забросить "игрушку", (крестьянское название гармоники в Вятской губернии), или довольствоваться тем, что осталось, так как в то время в Вятском крае не было мастеров хотя бы несколько знакомых с гармонным производством. Здесь же, в Нижнем, оказалось возможным поправить дело. Тульские фабриканты и торговцы, доставляющие на ярмарку гармоники большими партиями, в течение всего времени распродажи товара в Нижнем, имеют при своих складах мастеров, которые могли бы исправлять попортившиеся в пути изделия. В той лавке, где Нелюбин приобрел себе гармонику, также был мастер, Аким Воронцев, которому Данило и снес свою гармонику в починку, при этом сообщил ему о своем желании научиться устройству голосов, чтобы в последствии иметь возможность самому исправлять их. Воронцов при нем же и приделал голос (язычек), обстоятельно разсказывая в это время как следует работать. Нелюбин внимательно следил за делом и подробно распросил о всех технических приемах промысла. Этим и был положен первый шаг по пути шествия гармонного производства в Вятскую губернию, а купленная Нелюбиным тульская гармоника послужила первым образцом изделий этого рода.
По прекращении навигации мужское население села Истобенскаго возвращается на родину, где и проводит зимнее время частию в отдыхе, частию занимается домашними работами и кустарными промыслами (кузнечеством, приготовлением рыболовных снарядов и проч.).
Здесь в скором времени и пришлось Нелюбину применить полученные знания на практике. Среди молодежи бурлаков гармоника - излюбленный музыкальный инструмент. Изделий этого рода тульской работы и в то время, т.е. 47 лет тому назад, достаточно уже расходилось по рукам, в случае же поломки или порчи, за неимением мастеров, которые могли бы поправить гармонику, приходилось бросать ее и покупать новую. Когда сделалось известным, что Нелюбин сам починивает свою гармонику, местная молодежь стала обращаться к нему с просьбами о поправке попорченных инструментов, с чем вместе явился и порядочный заработок, а затем и известность о Нелюбине распространилась и по окрестным селениям. Довольно обширная практика дала возможность ему усовершенствоваться в работе; так что года через три после покупки первой гармоники, он, ознакомившись основательно со всеми деталями ея устройства, стал подумывать: отчего бы не попытаться и самому сделать новую гармонику. Главная задача состояла в выделке голосовой планки. В тульских гармониках эти планки делаются из довольно толстых полос железа, для пробивки которых нужна машина, достать же последнюю было и трудно и не по средствам. И вот, задумал он попробовать заменить железную планку материалом более легко поддающимся обработке - латунной медью, голосовыя отверстия возможно пробить самым обыкновенным орудием - зубилом, наковальней же послужил на первое время и обух топора, строй и размеры изделия точно были скопированы с тульской гармоники. Применение латунной меди для гармонных планок, дающее возможность производить работы самыми простыми инструментами, послужило одной из важных причин в деле быстраго распространения промысла среди вятских кустарей, дав во первых последним возможность приступить к работам не производя в первое же время затрат на покупку более усовершенствованных орудий, что для многих было бы не посилам; во вторых оно так хорошо повлияло на доброкачественность вятских изделий, что вскоре гармоники тульскаго производства должны были уступить им местные рынки. Тульскими мастерами медныя голосовые планки ставятся только для самых высоких сортов гармоник, для всех же остальных употребляются железныя, но эти планки очень быстро ржавеют, медные язычки засоряются и обламываются, весь строй голосов, в особенности при резких изменениях температуры, скоро нарушается, что вероятно зависит от разнородности физических свойств металлов. Вятскими же гармонщиками для всех сортов изделий употребляются исключительно медныя планки, которыя, по отзывам мастеров, значительно усиливают звук голосов, не ржавеют, и строй гармоник долгое время остается неизменным, вообще конструкция инструмента прочнее.
Принимая в соображение, что этот незатейливый музыкальный инструмент распространен главным образом среди рабочего люда - крестьян и мастеровых, вполне становится ясным, что в определении достоинства гармоники, объясненныя качества - звучность и прочность занимают первое место. В настоящее время крестьянин или мастеровой скорее согласится заплатить за вятскую гармонику даже несколько дороже, чем за тульскую, и все таки приобретая первую, остается в выгоде, так как такая игрушка может послужить ему вдвое больший срок. Играючи на такой гармонике можно и не стесняться осторожным обращением с ней. Во время деревенскаго святочнаго раздолья одинаково звучно гудит она и на морозном воздухе улицы и в жарко натопленной избе; и в ведро и в ненастье она неразлучная спутница подгулявшего рекрута, поет ему прощальную песню о разлуке с родиной и зачастую сопровождает его на чужую-дальную сторону - в Сибирь, за Кавказ, в Ташкент.
Разумеется первые изделия Нелюбина были весьма несовершенны, но затем практика, настойчивое и внимательное отношение к делу, дали возможность продолжать начатое производство с большею удачею; вскоре явился и спрос на изделия и для Нелюбина успех промысла был обеспечен, осталось только пожелать его развития и распространения среди вятских кустарей, что и не замедлило воспоследовать.
Нелюбин в первое время своей деятельности, пользуясь очень хорошим заработком, никому не сообщал своих познаний о новом ремесле, опасаясь конкуренции; дело свое держал в секрете и при посторонних посетителях ни когда не работал. Не смотря на неоднократные попытки со стороны некоторых местных и посторонних крестьян открыть у него секреты новаго производства, это, однако, не удавалось. Но опасность все таки не заметно подкралась к Нелюбину и совершенно с неожиданной стороны: шлялся по селу убогий мальчуган побирушка, лет 13-14, Иван Жоржа, последним прозвищем почему то наделили его местные жители за сильную картавость. Этот то Иван Жоржа частенько заходил и к Нелюбину; подолгу бывало сидит в избе и посматривает на работу Нелюбина, а иногда и спросит его кое о чем по части новаго ремесла. Нелюбин же, ни сколько не опасаясь этого мальчугана, продолжал заниматься и при нем. И не подумаешь, "куда его мысли клонят!" говорит он. И что же оказалось? Этот то побирушка Иван Жоржа, (настоящее имя котораго Иван Киприянов Крылосов) подробно высмотревши весь ход производства, вскоре принялся за него самостоятельно, и, мало того, стал сообщать свои познания и другим. Тогда и Нелюбин, видя, что нельзя воспрепятствовать распространению сведений о новом производстве, сделался также сообщительнее и многим из желающих познакомится с новым промыслом не отказывал в соответствующих советах и указаниях; при чем благодарность со стороны учеников своему учителю выражалась поднесением последнему приличной случаю выпивки в местном кабачке. У себя же в мастерской Нелюбин учеников не держал, подчиняясь настояниям своей матери, которая не дозволяла этого, питая какия то смутныя опасения, что начальство, проведав о новом занятии ея сына, своим вмешательством может нарушить как-либо обычное течение их семейной жизни.
Нелюбин в настоящее время 65-ти летний старик и поныне не покидает своего ремесла. От него и Ивана Жоржи обучились гармонному производству крестьяне Шалеговской волости, дер. Ошлань Карп и Конон, а от последних промысел распространился и по прочим волостям уезда.
Около города Орлова основание промыслу положил известный ныне гармонщик Степан Федорович Новоселов. Он разсказывает, что поправлять в гармониках голоса научился очень рано, лет 12-ти, от одного ратника-слесаря стоявшего у них в доме на квартире. Узнавши что в Истобенске есть мастер Нелюбин, он отправился к нему и просил обучить его гармонному промыслу; когда же Нелюбин отказался удовлетворить его просьбу, он обратился с таковою же к Ивану Жорже и заказал ему для себя гармонику. В течение четырех дней, пока Жоржа ее работал, Новоселов жил у него и подробно ознакомился со всеми техническими приемами производства, а затем, возвратившись в свою деревню (верстах в 1,5 от Орлова), самостоятельно принялся за промысел. Это было 25 лет тому назад. Он также в первое время таил от посторонних свое ремесло, но узнавши, что Иван Жоржа и Нелюбин продолжают и других обучать производству, стал держать у себя работников-учеников, сначала двух человек из своих родственников, а затем и посторонних. Некоторые из его учеников сделавшись хорошими мастерами, также стали впоследствии самостоятельно заниматься производством.
Отсюда промысел был занесен и в Вятский уезд, где главным районом по обширности распространения его, а также и первым по времени возникновения нужно считать местность, находящуюся за селом Красным по Казанскому тракту, здесь промысел встречается более чем в 20 деревнях. Центром распространения его в этом районе является деревня Шельняки, Кстининской волости. Крестьянин этой деревни Семен Евтеев Шельняков считается первым основателем промысла в указанной местности. Лет до 20-ти он занимался точением деревянной посуды, вместе с тем был немножко и музыкант, - умел играть на скрипке и гармонике, но при употреблении последнего инструмента встречались иногда затруднения, в случае поломки не кому было поправить гармоники. Прослышавши, что в деревне Сибири, Троицкой волости, есть сведующий по этой части человек (Шишкин, научившийся ремеслу у Орловцев), Шельняков отправился к нему. Здесь ознакомившись с приемами гармоннаго производства, занялся дома починкою гармоник окрестным жителям. В то время в ходу были преимущественно тульские гармоники, хотя начали появляться уже и истобенския. Починивая эти инструменты, он подробно ознакомился с устройством их и сам попробовал делать новыя, но, говорят, что успешных результатов достичь не смог, научился работать только самыя мелкия, дешевыя сорта изделий; однако знания свои передал ближайшему родственнику, шурину из деревни Лянгасовой, а отсюда уже промысел распространился и по другим волостям уезда.
Хорошие заработки доставляемые новым производством, всего более содействовали быстрому распространению его среди вятских кустарей и в первое же время привлекли к занятию им значительное число лиц; что в свою очередь вызвало спрос на гармонщиков-учителей. Но так как хороших мастеров было еще немного, поэтому и плата за обучение им стояла очень высокая. Мастер жил обыкновенно в доме обучающегося, на его полном содержании, получая от 20 да о 30 и более рублей в месяц, приготовленныя им за это время изделия шли в пользу ученика. Понятно, что располагать такими средствами для обучения могли только или самостоятельные обезпеченные хозяева, или же старшие члены многорабочих, зажиточных семей; поэтому и обучение промыслу начиналось уже в довольно зрелых годах, лет с 20 и позже. Последнее обстоятельство объясняется еще и следующими соображениями: самая существенная операция гармонного производства это - установка полнаго и правильнаго строя гармоники; для успешнаго выполнения ея необходимо иметь хорошо развитый слух, и только при этом условии возможно сделаться самостоятельным мастером. Эта способность определяется быстро, - через 2-3 месяца, потраченные на обучение, можно с уверенностью сказать, стоит ли продолжать начатое дело, или же совсем бросить его. Все же прочие технические приемы производства для вятскаго крестьянина, по большей части кустаря или ремесленника, не представляют особенных затруднений. Поэтому взрослый человек в период полнаго развития сил, разрешив в удовлетворительном смысле вопрос о правоспособности своей к занятию этим промыслом, в скором времени мог воспользоваться практическими результатами обучения и с избытком вознаградить себя за потраченные на него и время и деньги. Обучение же с молодых лет считалось невыгодным, во первых потому, что пришлось бы потратить на него по всей вероятности больше времени, за что и переплатить несколько десятков рублей лишних, а во вторых, результатов обучения пришлось бы ожидать дольше и при том они по причине недостаточности развития физических сил и не могли бы быть так осязательны.
Заработки первых гармонщиков хотя и были очень удовлетворительны, но не настолько, на сколько поднялись они в следующие годы; в первое время развития промысла везде, как уже было сказано выше, преобладали тульские гармоники, а вятския только начинали еще появляться на рынках, кроме того и мода на них не была так распространена, как впоследствии; в крестьянской среде употреблялись еще старинные музыкальные инструменты - балалайки, бандуры и др. Последние однако должны были сойти со сцены, уступив свое место звучным гармоникам, на которые спрос постоянно возрастал; усилению его также не мало содействовало вероятно и введение всеобщей воинской повинности вместе с сокращением срока службы: масса молодежи, циркулирующая по отбыванию ея, значительно увеличилась, а известно, что почти каждый рекрут чуть не в обязанность себе вменяет приобресть гармонику. Тульская гармошка также сыграла свою последнюю песню и замолкла может быть на веки, покрайней мере для вятскаго края. Здешния изделия, благодаря своей доброкачественности и особенности прочности, совсем ее вытеснили с местных рынков, и мало по малу явились довольно сильными конкурентами и в других краях. Тогда то, лет 10-15 тому назад, заработки гармонщиков повысились до maximum'а - в то время за гармонику, стоющую ныне 50-60 коп., приходилось платить 1,5-2 руб.; вообще цены на эти изделия были втрое выше настоящих; причины этого явления будут выяснены ниже, при описании экономики промысла.
Техническия же усовершенствования производства шли очень медленно. Машинки для пробивки гармонных планок начали появляться всего лет 15 тому назад, особо приспособленныя наковальни и проч. инструменты также недавно, большинство же работало самыми первобытными орудиями: для пробивки употреблялось обыкновенное зубило, наковальню заменял обух топора; гармонные ящики работали большею частию сами же гармонщики, окраску их производили неудовлетворительно. Особенно в деле технических усовершенствований мало подвинулись гармонщики Орловскаго уезда, и по настоящее время большинство из них работает почти теми же инструментами, что и прежде. Вообще, по сознанию самих орловских мастеров, изделия их очень мало улучшились по сравнению с вятскими, почему и спрос на первыя значительно сократился, а вместе с ним значительно сократилось и производство. В вятском же уезде почти каждый мастер имеет уже машинку для пробивки меди и вообще лучшие инструменты; выделка гармонных ящиков специализировалась в руках особых мастеров, окраска и оклейка стала несравненно изящнее прежней; многие мастера завели для украшения гармоник особые штампы; некоторые имеют именныя клейма, которыми как бы ручаются в доброкачественности своих изделий. По всем вышеизложенным причинам изделия вятских кустарей предпочитаются в настоящее время орловским.
1889 год. Технология производства вятской гармоники.
- Подробности
- Опубликовано 22.05.2013 20:59
Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск I. Вятка. 1889 г.
1890 год. Гармонный промысел в Вятской губернии.
- Подробности
- Опубликовано 07.01.2020 15:27
Вятские губернские ведомости. 1890 г. № 53 (4 Июля)
Гармонный промысел в Вятской губернии.
Гармонный промысел, не смотря на сравнительно недавнее возникновение его, в Вятской губернии, за последние годы получил в некоторых уездах ея настолько широкое распространение, что в настоящее время, по данным подворной описи, всех лиц, занимающихся гармонным промыслом, насчитывается в 6-ти уездах губернии уже 435 чел., которые по уездам распределяются так: в Вятском 267 лиц, в Орловском 123 лица, в Нолинском 16 лиц, в Елабужском 14 лиц, в Уржумском 11 лиц и в Малмыжском 4 лица.
Инициатива введения гармоннаго промысла в Вятской губернии принадлежит крестьянину села Истобенскаго, Орловскаго уезда, Данилу Карповичу Нелюбину, благополучно и по ныне здравствующему на месте своей родины. Последний, когда ему было 18 лет (в 1841 г.), плавал в Нижний матросом на барке с отцом и там, для развлечения себя дорогой, купил гармонику тульской работы, которая оказалась сделанной настолько плохо, что через несколько же дней ему пришлось позаботиться об ея починке (сломался голос). С этою целью г. Нелюбин обратился в ту самую лавку, где он приобрел гармонику, ибо в то время тульские фабриканты гармоник имели обыкновение держать при своих складах мастеров. И вот такому-то мастеру Нелюбин и снес свою гармонику, сообщив ему при этом о своем желании научиться устройству голосов, чтобы впоследствии иметь возможность дома самому лично исправлять их, так как в то время в Вятском крае не было совсем мастеров, сколько-нибудь знакомых с гармонным производством. Вышеупомянутый мастер, по фамилии Воронцов, оказался настолько любезным, что при Налюбине же приделал голос, сообщив ему при этот необходимыя сведения и о некоторых технических приемах своего ремесла. Когда Нелюбин явился домой и начал сам исправлять свою гармонику, то местная молодежь, состоящая из таких же матросов-бурлаков, стала обращаться к Нелюбину с просьбами о поправке и их попорченных гармоник, а затем мало по малу известность о новом мастере распространилась и окрест. Так прошло года три, после чего Нелюбин, подробно ознакомившись со всеми частями устройства гармоники, начал подумывать о том, как бы самому сделать таковую лично. Главным препятствием для этого было приготовление голосовых планок, которыя в тульских гармониках делаются из довольно толстых полос железа и пробиваются особой машиной, достать которую Нелюбину было трудно и не по средствам. В виду этого последний задумал заменить железную планку латунной медью как материалом более удобным для пробивки голосовых отверстий обыкновенным орудием—зубрилом, при чем наковальней на первое время послужил обух топора, а размеры и строй изделия были скопированы с тульской гармоники. Применение латунной меди для гармонных планок, было одной из главных причин быстраго распространения гармоннаго промысла среди вятских кустарей, дав им возможность, во-первых, приступить к работам без затрат на приобретение усовершенствованных орудий производства, что многим было бы не по силам, а во вторых оно так хорошо повлияло на доброкачественность вятских изделий, что в скором времени тульския гармоники были вытеснены вятскими с местных рынков.
Нелюбин в первое время своего новаго занятия, пользуясь хорошим заработком, никому не сообщал своих познаний о новом ремесле из опасения конкуренции, но тем не менее опасность в этом отношении всетаки незаметно подкралась к Нелюбиву и, как это часто случается, с неожиданной стороны. Шлялся по селу Истобенскому убогий мальчуган—побирушка, лет 13—14, по имени Иван Жоржа (последним прозвищем наделили его жители за сильную картавость). Этот-то Иван Жоржа частенько заходил к Нелюбину, подолгу засиживаясь у него и засматриваясь на работу, а иногда и спрашивая его кой о чем по части ремесла. Нелюбин, нисколько не опасаясь мальчугана, продолжал заниматься при нем. "И не подумаешь, куда его мысли клонят!" говорит он теперь про Жоржу. Последний же, подробно высмотревши весь ход производства, вскоре принялся за него самостоятельно, а затем стал сообщать свои познания и другим. Тогда и Нелюбин, видя, что нельзя воспрепятствовать распространению сведений о новом производстве, сделался также сообщительнее, и начал давать советы и указания, причем, однако, учеников у себя не имел. От Нелюбина и Ивана Жоржи, обучались гармонному производству крестьяне Шалеговской волости, дер. Ошлань Карп и Конон, а от них и другие мастера прочих волостей Орловскаго уезда.
Около г. Орлова основание гармонному промыслу положил известный там ныне гармонщик С.Ф.Новоселов, который, по его словам, исправлять голоса в гармониках научился лет 12-ти от одного ратника-слесаря, стоявшаго у них в доме на квартире. Затем, узнавши, что в селе Истобенском есть гармонный мастер Нелюбин, Новоселов отправился к нему, с целию изучения ремесла, но Нелюбин отказал ему в этом, а потому Новоселов обратился за тем же к Ивану Жорже, заказав ему для этого сделать новую гармонику для себя. В течении четырех дней, пока Жорж исполнял заказ, Новоселов жил у него и знакомился наглядно со всеми техническими приемами производства, после чего, возвратившись в деревню, принялся самостоятельно за промысел. Это было 25 лет тому назад. Новоселов, как и Нелюбин, в первое время скрывал свое знание от посторонних, но затем, узнавши, что Жоржа и Нелюоин продолжают обучать других производству, стал держать у себя учеников сначала родственников, а потом и посторонних. Последние, сделавшись хорошими мастерами, также стали впоследствии заниматься самостоятельно этим ремеслом и обучать ему, в свою очередь, новых лиц.
Из Орловскаго уезда, к которому относится все до сих пор сказанное, гармопный промысел был занесен в Вятский уезд, где центром распространения его и отчасти местом возникновения нужно считать дер. Шельпяки, Кстининской волости. Крестьянин этой деревни С. Е. Шельпяков считается первым основателем промысла в указанной местности. До 20-ти лет Шельпяков занимался точением деревянной посуды и гармонным мастером сделался случайно, а именно: он умел немножко играть на скрипке и на гармонике, но при употреблении последняго инструмента встречались иногда затруднения, так как, в случае поломки, не было кому его чинить.
Узнав, что в соседней волости есть сведущий человек по этой части, научившийся этому ремеслу у орловских мастеров, Шельпяков отправился к нему и затем, ознакомившись с приемами гармоннаго прозводства, занялся с начала починкою гармоник окрестным жителям, а потом начал делать самостоятельно и новыя. Шельпяков передал свои познания ремесла одному родственнику из деревни Лянгасовой, а отсюда промысел распространился далее по уезду.
Хорошие заработки, доставляемые гармонным промыслом, конечно, также не мало способствовали быстрому распространению его среди вятских кустарей, среди которых на этот раз даже явилось требование на учителей-гармоньщиков. Обыкновенно такой мастер-учитель брался в дом обучающагося, на полном его содержании, из платы от 20 до 30 и более рублей в месяц, причем приготовленныя им изделия за это время шли уже в пользу ученика. В виду этого гармонному ремеслу вначале могли обучаться в большинстве случаев люди более или менее состоятельные и сверх этого взрослые, обладающие при этом хорошим слухом, так как самая существенная операция гармоннаго производства — это установка полнаго и правильнаго строя гармоники.
Эта способность определяется довольно скоро, так как через два-три месяца обучения можно с уверенностью сказать, что стоит ли продолжат далее обучению ремеслу, которое в остальных частях для вятских кустарей не представляет никаких трудностей. В настоящее время обучение ремеслу начинается с малых лет (с 12 — 14 годов) и продолжается от 3 до 4 лет, причем ученик сначала склеивает меха, потом переходит "к наделке", т. е. к выделке деталей гармоники — клавиш и пружин, потом учится окраске ящиков и, наконец, приступает к устройству голосовых планок, чему, конечно, немало способствует и предварительное продолжительное пребывание ученика в мастерской гармонщика, где ученик постепенно привыкает разбираться среди массы звуков.
Что касается технических усовершеиствований в гармонном промысле, то они шли очень медленно. Так, машинки для пробивки гармонных планок начали появляться всего лет 15 тому назад, а особо приспособленныя наковальни и прочие инструменты еще позднее. Но в деле технических усовершенствований мало подвинулись гармонщики Орловскаго уезда, где болыпинство их работает теперь почти теми же инструментами, что и прежде, почему изделия их стоят ниже вятских, на которыя поэтому существует больший спрос, чем орловския. В Вятском уезде теперь почти каждый мастер имеет уже машину для пробивки меди и другие лучшие инструменты, причем некоторые из них завели даже штампы для выделки украшений, а также и именныя клейма, которыми как бы ручаются в доброкачественности своих изделий.
Одним словом, в настоящее время гармонный промысел в Вятской губернии, повидимому, вполне окреп и стал, что называется, на свои ноги, ибо требования от торговцев и частных лиц на вятския гармоники получаются со всех концов России, а величина годоваго производства по Вятскому и Орловскому уездам, достигла уже свыше сорока тысяч рублей.
(Волжский Вестник № 127).
(Продолжение будет)
Вятские губернские ведомости. 1890 г. № 55 (11 Июля)
Гармонный промысел в Вятской губернии.
(Окончание).
Не смотря на широкое распространевие гармоннаго промысла в Вятском и Орловком уездах, распределения труда в этом роизводстве, т. е. специализации выделки каких-либо отдельных частей гармоник отдельными семьями или селениями, здесь почти совсем не замечается, что, конечно, можно объяснить как сравнительною недавностию введения этого промысла, так и отсутствием пока здесь фабричнаго их прозводства, основаннаго именно на специализации труда.
В Вятской губернии в данном случае не встречается никакого распределения труда не только между отдельными семьями, но в большинстве случаев даже и между членами одной и той же семьи, так как громадное большинство семей, занимающихся гармонным промыслом, принадлежит к однорабочим (в Вятском уезде таких семей, по данным подворной описи, оказалось 70% общаго числа семей, а в Орловском уезде — 83,3%). При одиночном ведении производства, мастер-одиночка сам изготовляет каждую часть, делая сначала только меха для недельной или же большой партии, потом для той же партии мелкия части (клавиши, пружины и т. п.), затем голосовыя планки; только в мастерских с несколькими рабочими процессы производства располагаются таким образом, чтобы к окончанию работ мастера, занимающагося исключительно устройством голосовых планок и установкой их строя, все остальные рабочие успели приготовить и прочия части гармоник.
Одиночное производство по отношению к количеству изделий является, конечно, наименее выгодною формою, так как здесь мастеру приходится затрачивать время на малопроизводительныя подготовительныя работы, которыя при семейном производстве могли бы с успехом изготовляться подростками, но тем не менее одиночная форма производства имеет и свои хорошия стороны, предоставляя кустарю полную возможность вести свое земледельческое хозяйство, чем собственно и можно объяснить такое преобладание здесь этой формы производства.
Гармонный промысел, требуя незначительной затраты на основной и оборотный капиталы, дает полную возможность кустарю-одиночке вести производство вполне самостоятельно и вместе с тем следить за своим домашним хозяйством, поддерживая его в удовлетворительном виде по мере своих сил. В виду этого, гармонный промысел не только не отвлекает рабочих от занятия земледелием, но, напротив, своими заработками дает полную возможность поддерживать его в более удовлетворительном состоянии, почему благосостояние гармонщиков нужно считать более значительным, чем у прочих жителей тех же местностей.
К сожалению, цены на гармоники, по сравнению с существовавшими прежде (лет 10—15 тому назад), в настоящее время очень понизились, так как число гармонщиков сильно увеличилось, а спрос на изделия возрос мало; кроме того, увеличение числа рабочих рук и явившаяся вслед затем конкуренция между мастерами значительно усилили влияние на промысел скупщиков, дав последним возможность сбавки цены на изделия. Наконец, гармонным промыслом стало заниматься много необезпеченных лиц, которыя, нуждаясь в постоянном заработке, не только не могли оказывать противодействия понижению цен со стороны скупщиков, но усиливали еще от них свою зависимость кредитом как по закупке материалов для производства, так и продуктов для хозяйства. На таком способе приобретения материалов кустари теряют около 20%, не говоря уже о потере таких или еще больших процентов при продаже тем же скупщикам своих изделий.
Эту невыгодность в приобретении материала сами гармонщики главным образом обясняют существующими условиямп сбыта своих изделий, незначительная только часгь которых работается по заказам местных жителей или продается на местных рынках мелким торговцам, а также и лицам, завимающимся отхожими промыслами; большая же часть гармонных изделий приобретается у кустарей городскими скупщиками, число которых достигает в г. Вятке всего шести человек, причем крупный из них только один.
Из всего вышесказаннаго мы видим, что положение кустарей-гармонщиков в общем всетаки очень независимо, причем им в недалеком будущем несомненно угрожает та же форма и организация производства, каковая сейчас установилась уже среди тульских кустарей, если к ним не придет во время кто-либо на помощь для устройства правильной организации сбыта изделий, доставки материала и вообще кредита, при котором и возможно только дальнейшее развитие и усовершенствование этого промысла, возникшаго и развившагося, как выше сказано, совершенно случайно и самостоятельно. Что же касается того, насколько способны вятские кустарн усовершенствовать свои изделия, то об этом красноречиво свидетельствует, между прочим, следующий факт: Орловским общественным клубом был выписан от Циммермана аристон за 35 р., который затем поломался и был отдан в поправку местному кустарю-гармонщику Новоселову. Последний, разсмотрев новый инструмент, тотчас же сам попробовал сделать таковой же, причем попытка эта оказалась весьма удачной. Поощренный этим, Новоселов начал затем делать в аристоне и свои нововведевия, заменив цинковыя голосовыя планки (24) двойпым количеством медных, а папку, на которой вырезываются песни, цинковыми листами, увеличив вместе с тем и размер ящика. Теперь аристоны эти с 12-ю цинковыми пиесами г. Новоселов продает по 28 р., а такие, как у г. Циммермана, он делаегь по 18 р., т. е. по вдвое меньшей цене.
Будем надеяться, что вятское губернское земство после казанской областной выставки, где вятские кустари должны будут обратить на себя внимание дешевизной и разнообразием своих изделий, постарается, в свою очередь, что-нибудь сделать для поддержания и развития кустарной промышленности в Вятской губернии. Между тем, как видит читатель из всего вышесказаннаго о гармонщиках-кустарях, почва для такой деятельности весьма благоприятна, лишь была бы охота да добрыя намерения у гг. представителей земства.
(Вол. Вест. № 129).