Священники
Сведения о священнослужителях проживавших в селе.
Благочинные.
- Подробности
- Опубликовано 22.03.2012 17:09
Благочинный — в Православной церкви специальная должность, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии. Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа ее священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории). Смотрению благочинного над причтами поручается от 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ, и если в округе находится более 15 приходов, то Благочинный может быть придан помощник; над монастырями же определяется в епархии один или несколько благочинный, смотря по числу и расстоянию монастырей в епархии. Права и обязанности благочинного того и другого рода определяются особыми инструкциями, утвержденными Святейшим cинодом. Обязанности благочинного над церквами весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:
1) Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквами и духовенством округа с целью "охранения порядка в церкви и исправности в ее служителях на пользу христиан и на славу Божию".
2) Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, Благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.
3) Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа; так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и пр.
4) Благочинный принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.
1-е благочиние Орловского уезда:
г. Орлов: церкви - Троицкая, Благовещенская, Рождество-Богородицкая,
с. Истобенское: церкви - Троицкая и Николаевская,
села: Пищальское, Шалеговское, Пустошенское, Талицкое. Камешницкое, Быстрицкое, Колковское. Русановское, Тохтинское, Подрельское.
Благочинные 1-го благочиния Орловского уезда проживавшие в селе Истобенском.
с 1855 по 1870 г.г.
Александр Феофилактович Попов (? - 1869)
Награды:
Фиолетовая бархатная камилавка
Бронзовый и золотой наперсный крест в память войны 1853-56 гг.
с 1897 по 1904 г.г.
Александр Николаевич Аммосов (1842 - ?)
Награды:
1874 - набедренник
1882 - благодарность Епархиальнаго Начальства
1883 - скуфья
1895 - камилавка
1900 - наперстный крест
1903 - орден Св. Анны 3 степени
с 1914 по 1917 г.г. и с 03.1918 по 04.1920 гг.
Михаил Андреевич Введенский (? - 1920)
Награды:
1895 - набедренник
1899 - скуфья
1903 - благословение Святейшаго Синода
1906 - камилавка
1913 - наперстный крест
В другие годы благочинные 1-го благочиния проживали в городе Орлове.
Награды.
- Подробности
- Опубликовано 22.03.2012 17:10
Набе́дренник – прямоугольный плат с изображением креста, который вручается священникам как первая награда и носится на ленте при бедре с правой стороны. Означает духовный меч слова Божия.
Скуфья, скуфия (от греч. «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.
Камилавка (греч.) — головной убор в Православной церкви фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.
Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).
1890 год. Число прихожан Истобенских церквей.
- Подробности
- Опубликовано 29.12.2023 19:16
Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи.
Составлен 7 мая 1890 года.
Вятка. 1890 г.
1894 год. Прошение о билете на бесплатный проезд.
- Подробности
- Опубликовано 13.11.2016 13:43
Из журнала Орловского уездного земского собрания 4-й очередной сессии по положению 1890 года.
ОРЛОВСКОЙ УЕЗДНОЙ ЗЕМСКОЙ УПРАВЫ
ДОКЛАД
с представлением прошения благочиннаго 1-го Орловскаго округа, священника А. Аммосова, о выдача ему билета на безплатный проезд по делам училищ по округу.
Прошением от 10 августа сего года благочинный 1-го Орловскаго округа, священник Александр Аммосов, просит выдать ему билет на безплатный проезд по делам училищ в Орловскомъ уезде, ввереннаго ему округа, в виду того, что распоряжением епархиальнаго начальства каждый местный благочинный своего округа обязан посещать земския училища, церковно-приходския школы и др. учебныя заведения, наблюдая за религиозно-нравственным воспитанием и обучением детей в духе православной церкви, отдавая отчет об этом Епархиальному Архиерею.
Докладывая о сем Орловскому уездному земскому собранию с представлением прошения, уездная управа просит разрешения этому ходатайству.
Подлинный подписали: председатель управы Сушков, члены: Зонов, Ожиганов, секретарь Молчанов.
С подлинным верно: секретарь управы Молчанов.
В ОРЛОВСКУЮ УЕЗДНУЮ ЗЕМСКУЮ УПРАВУ.
ПРОШЕНИЯ
На основании распоряжений епархиальнаго начальства каждый местный благочинный своего округа обязан посещать земския училища, церковно-приходския школы и др. учебныя заведения, наблюдая за религиозно-нравственным воспитанием и обучением детей в духе православной церкви и отдавая отчет во всем том Епархиальному Архиерею, — я имею честь покорнейше предложить и просить уездную управу: не найдет-ли она возможным выдать мне билет на безплатный проезд по делам училищ в Орловском уезде, ввереннаго мне округа.
Подлинный подписал: и. д. благочиннаго 1-го Орловскаго округа священник Александр Аммосов. 1894 года, августа 10 дня.
С подлинным верно: секретарь земской управы Молчанов.
1831-1921 годы. Род священников Ложкиных.
- Подробности
- Опубликовано 21.05.2020 15:29
В марте 1831 года в Вознесенский собор г. Слободского прибыл на служение молодой священник. его звали Михаил Никифорович Ложкин. Ему было 23 года. Позади духовная семинария, которую он закончил с аттестатом первого разряда, и служение в сане священника в с. Вавож-Можгинское Малмыжского уезда. Вместе с батюшкой прибыла его жена Анастасия Ивановна, дочь священника, которой в 1831 году исполнилось только 17 лет.
Отец священника Никифор Иванович служил дьячком в с. Просницкое Вятского уезда. Самому отцу Михаилу суждено было стать прародителем последующих поколений священников Ложкиных, которые состояли в родстве с другими вятскими священническими родами: Сушковыми, Лучиниными, Свечниковыми.
В Слободском отец Михаил служил недолго и 17 января 1834 года "по желанию прихожан" был перемещён в г. Орлов к Благовещенской церкви. В этом городе батюшка прослужил Господу всю свою оставшуюся жизнь, более 50 лет. Здесь родились его девять детей, из них шестеро сыновей. За свою многополезную и усердную службу отец Михаил имел множество наград, например, орден святой Анны III степени и благодарности от Святейшего Синода. 4 апреля 1873 года батюшка был удостоен звания протоиерея.
...
В далеком 1838 году в городе Орлове в семье священника Михаила Ложкина родился сын Иван, будущий пастырь Церкви Христовой. Позади у него была уже богатая священническая родословная; Ложкины были одним из самых древнейших и многочисленных вятских священнических родов. В архивных документах Ложкины упоминаются еще за 1741 г. В свою очередь сыновья о. Иоанна тоже станут служителями Церкви.
После окончания духовной семинарии в 1860 г., он был определен учителем Истобенского училища. В селе Истобенском он познакомился со своей будущей женой – Марией Ивановной Сушковой. Она была дочерью священника Николаевской церкви, безвременно скончавшегося в 1861 году. 26 мая 1861 г. Иван Михайлович был рукоположен в сан священника к Истобенской Николаевской церкви. Произошло это уже после смерти о. Иоанна Сушкова и новый священник был назначен на его содержание, с условием содержать семейство умершего священника. От этого обязательства он был освобожден в 1868 г., когда дети батюшки закончили учение в духовных училищах и начали самостоятельную жизнь. В Истобенском о. Иоанн служил больше 10 лет, здесь у него родилось двое сыновей. Содержание священнослужителей, как и во многих сёлах того времени, было посредственным. Но плюсом здесь было то, что священнослужители жили в собственных домах, которые были выстроены при распланировке села на отведённых землемером местах.
С 1874 г. в жизни о. Иоанна прошла череда приходов:
1874 г. – с. Гороховское Орловского уезда,
1875 г. – с. Лекма Слободского уезда,
1876 г. – с.Сивинское Сарапульского уезда,
1877 г. – с. Уватуклинское Малмыжского уезда,
1885 г. – с. Березовское Орловского уезда.
Священники в означенных селах жили в казенных домах. Отец Иоанн вел скромную жизнь сельского батюшки, посвящая время только богослужениям и преподаванию Закона Божьего в сельских школах. В его "послужных списках" этого периода нет упоминаний ни о должностях, ни о наградах.
14 января 1890 г. о. Иоанн был перемещен в с. Высокогорское Котельничского уезда. Здесь он прожил последние годы жизни. В Высокогорском о. Иоанн был законоучителем в церковно-приходской школе. В последние же годы жизни батюшка получил впервые за жизнь заслуженные награды: благодарность святейшего Синода и архипастыря, набедренник, скуфию и камилавку.
13 октября 1898 г. о. Иоанн отошел ко Господу.
В семье о. Иоанна и матушки Марии было пятеро детей – три сына и две дочери. Все они, кроме сына Владимира, пошли по духовному пути.
Старший сын Владимир закончил Казанскую Духовную академию, женился на дочери священника Дьяконовой Алевтине Аполлоновне, но выбрал для себя светскую карьеру, став адвокатом.
Сыновья о. Иоанна Николай и Михаил стали священниками, служение которых выпало на тяжкий период гонений на веру Православную.
Михаил после окончания семинарии служил диаконом в селах Высоково и Балахна Котельничского уезда. 2 февраля 1895 г. он был рукоположен в сан священника к церкви с. Балахны. 13 сентября 1899 г. о. Михаил был перемещен к Покровскому собору г. Царево-Санчурска и прослужил в этом храме всю свою жизнь, возможно даже до его закрытия. Отец Михаил упоминается в «Деле о передаче имущества…» за 1925-1926 гг. как протоиерей Покровского собора г. Царево-Санчурска. По воспоминаниям родственников, батюшка, благодаря тому, что оставил духовное служение, смог избежать репрессий и в последние годы жизни жил в с. Никулята Яранского района и отошел ко Господу в 1945 г.
Более трагичной была судьба о. Николая Ложкина. Родился о. Николай в с. Лекма 13 мая 1877 г., закончил духовную семинарию и сочетался браком с дочерью священника Ольгой Ивановной Яхонтовой. С 1899 по 1903 гг. о. Николай служит в Христо-Рождественской церкви с. Шурмы Уржумского уезда. Затем приезжает в г. Санкт-Петербург, где в 1909 г. заканчивает духовную Академию и получает назначение в город Крондштадт. В 1909-1913 гг. он служит в церкви святителя Николая Чудотворца при первом учебном флотском экипаже и мужской гимназии Кронштадта, затем в Богоявленской церкви. В смутном 1918 г. о. Николай Ложкин становится настоятелем храма Святого Николая Чудотворца при Морском манеже, наблюдая в то же время все ужасы революции. Ведь именно в Кронштадте красные топили в море всех тех, кто был не согласен с новым режимом. Именно здесь была придумана "гидра революции" - когда к якорю привязывали цепями 3-4 человек и опускали его в море вместе с жертвами. В 1919 г. церковь была закрыта (домовые храмы закрывались первыми), а имущество ее было передано в знаменитый Морской собор. Туда же перешел служить и о. Николай в качестве простого священника. Там его и застал знаменитый Кронштадский мятеж 1921 года. После его кровавого подавления, начались аресты кронштадского духовенства. "За неприятие мер к снятию наблюдательного пункта восставших с купола Морского собора" Чрезвычайной комиссией особого отдела охраны Финской границы Николай Ложкин вместе со священниками собора был арестован. 28 марта 1921 года Николай Ложкин был расстрелян большевиками.
Священник Иван Ложкин
Его жена Мария Ивановна. Дочь священника Никольской церкви Ивана Сушкова.
Семья Ивана Ложкина. В центре Мария Ивановна.
По материалам:
Вятские епархиальные ведомости, № 10 2012 г. Казаков Дмитрий. "Священники Ложкины".
Сайт urzhum-uezd.ortox.ru "Ложкины".
Кронштадтское восстание.
Трагический Март 1921.
Кронштадт, 2021 г.
Священник Ложкин Николай Иванович (13.05.1874 - 28.03.1921)
Священник Николай Ложкин с матерью и племянниками.
Кронштадт, 1914 г.
Происходит из потомственного священнического рода Вятской губернии.
Родился 13 мая 1874 года на заводе Шурма (село Лекма) Шурминской волости Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника Иоанна Михайловича Ложкина (1838-1898) и супруги его Марии Ивановны, рожд. Сушковой, дочери священника. Её родители в 90-е годы XIX века жили в селе Истобенском Орловского уезда, где служили священники Сушковы и Падарины. В течение своей жизни отец Иоанн Ложкин служил в различных храмах в разных уездах Вятской губернии. Известно, что в 1890-е годы семья Ложкиных жила в селе Высокогорском Котельнического уезда.
У Николая были братья:
Михаил (1862-17.05.1946) стал священником, служил в селе Ильинском, супруга его, Капитолина Дмитриевна Лучинина происходила из священнической семьи.
Владимир (1869-20.05.1913) окончил Казанскую Духовную академию, его супруга А. А. Дьяконова происходила также из семьи священника.
А также сестры:
Лидия (впоследствии супруга священника о. Василия Фёдоровича Свешникова);
Варвара (впоследствии супруга священника Владимира Ильича Ковина (1879-1945), служил в Вятской губернии, позже - в Казани и Ашхабаде, умер в декабре 1945 года в Сибири (Енисейский край).
После окончания Вятской Духовной семинарии Николай Ложкин обвенчался с дочерью священника Ольгой Ивановной Яхонтовой. В 1899 году рукоположен во священника. С 1899-го по 1903 год отец Николай служил в Христо-Рождественской церкви села Шурма Уржумского уезда.
Матушка Ольга рано ушла из жизни, не оставив после себя детей. После смерти жены пастырь решил целиком посвятить себя духовному служению.
Он покинул Вятскую землю и приехал в С.-Петербург, где поступил в С.-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1909 году.
С 1909 года и до конца своей жизни служение отца Николая было связано с Кронштадтом. В 1909-1913 годах отец Николай служил в Кронштадтской церкви святителя Николая Чудотворца при первом учебном флотском экипаже и в мужской гимназии Кронштадта (где прежде преподавал Закон Божий отец Иоанн Кронштадтский). Затем, в 1913-1918 годах он служит в Морской Богоявленской церкви Кронштадта. В смутном 1918 году отец Николай Ложкин стал настоятелем храма свт. Николая Чудотворца при Морском манеже, где служил в 1918-1919 годах.
В революционные годы в Кронштадте красные топили в море всех тех, кто был не согласен с новым режимом. Именно здесь была придумана казнь — к якорю привязывали цепями 3-4 человек и опускали якорь в море. В 1919 году церковь была закрыта (домовые храмы закрывались первыми), а имущество её было передано в Кронштадтский Морской собор. Туда же перешёл служить и отец Николай в качестве простого священника, где служил в 1919-1921 годах.
После подавления Кронштадтского мятежа, 25 марта 1921 года, "за непринятие мер к снятию наблюдательного пункта восставших с купола Морского собора" Чрезвычайной комиссией особого отделения особого отдела охраны Финской границы были арестованы священники собора - протоиерей Василий Матвеевич Братолюбов и священник Николай Ложкин, а также председатель Церковного Совета Иван Осипович Деркаченко (капитан 1-го ранга, участник Русско-японской войны) и несколько служителей храма.
Особой тройкой ВЧК в марте 1921 года отец Николай был обвинён в "пособничестве мятежникам и содействии в установке наблюдательного пункта на куполе собора" и приговорён к высшей мере наказания - расстрелу. (ЦА ФСБ РФ. Д. 114728). Его судьбу разделили протоиерей Василий Братолюбов и председатель Церковного Совета Иван Осипович Деркаченко, которые также были приговорены к расстрелу.
Остальные служащие собора были осуждены на 5 лет лагерей.
Отец Николай Ложкин был расстрелян 28 марта 1921 года. Обстоятельства расстрела и место захоронения неизвестны.
Заключение следователя по делу группы служащих и выборных прихожан Морского собора, обвиняемых в допущении организации наблюдательного пункта на куполе.
При расследовании дела установлено, что 5 марта к собору явились солдаты и заявили, что им нужно установить на куполе наблюдательный пункт. Сторожа Михненко и Драгунов открыли собор, и солдаты установили приборы. Об этом было доведено до сведения священников, председателя Деркаченко и старосты Исакова, которые не приняли никаких мер к снятию наблюдательного пункта.
1) Считая, что священники Ложкин и Братолюбов, имея влияние на прихожан по своему положению, не пытались даже протестовать против обращения церкви в орудие военной борьбы, не указывали на это своим прихожанам и тем самым проявили себя сторонниками и пособниками мятежникам полагал бы Ложкина и Братолюбова - расстрелять.
2) Считая, что Председатель Церковного Совета Деркаченко, староста собора Исаков, сторожа Драгунов, Михненко и Угрюмое виноваты в том, что не приняли никаких мер к удалению с собора наблюдательного пункта, но имея в виду, что они на прихожан идейного влияния не имели, а практических результатов в Ревкоме добиться не могли, полагал бы подвергнуть указанных граждан заключению в концентрационный лагерь сроком на три года.
25-03-1921 Следователь
Постановление
Рассмотрев дело Церковного Собора постановили:
Ложкина, Братолюбова и Деркаченко - расстрелять.
Исакова, Драгунова, Михненко и Угрюмова подвергнуть 5 годам принудительных работ.
Председатель тройки (подпись)
Члены (подписи)