Речной промысел
Жители села своими успехами заслуженно добились звания одного из центров речного промысла Российской Империи.
1885 год. Из матросов в сибирские переселенцы.
- Подробности
- Опубликовано 15.06.2019 00:04
Дудоладов А. Очерк переселенческого в Сибирь движения. Томск, 1885 г.
"Получив поручение Западно-Сибирского отдела Императорского Географического Общества занятся летом 1884 г. изучением быта переселенцев, массами прибывающих из пределов России в Сибирь, особенно в Томскую губернию, я первым долгом обратил внимание на переселенцев, проходивших через г. Томск.

...
Рассказывают, что некоторые селения Вятской губернии, Котельнического уезда, снялись с места и ушли до последнего человека.
...
Пермские и Вятские в общей массе переселенцев занимают весьма видное место.
...
Причины, заставляющие вятичей покидать родные места, для далеких и неизвестных стран, неразнообразны: утеснение земли, жить не у чего, говорят они в один голос. Вот Емельян Зыков, крестьянин Орловского уезда, Коврижской волости, селения Зыковского, говорил:"не чем жить стало, земля худая, лесу нет, покоса нет, все странствовал по чужим людям, был на пароходе, на железной дороге у Екатеринбурга, две зимы работал на кожевенном заводе."
...
При таких условиях нет ничего удивительного, что переселение из Вятской губернии приняло заметные размеры. Кроме того, могло влиять на движение вятичей еще другое обстоятельство: в шестидесятых годов вятичи начали в Сибири заниматься отхожими промыслами в ту или другую пору года. Посещая, таким образом, от времени до времени Сибирь, они знакомятся с ней и по возвращению домой, рассказывают о ее житье-бытье своим домашним и знакомым, которые, разумеется слушают, слушают, да и сами решаются побывать в Сибири, а там и переселяются, тем более, что, оставляя дома, немногое теряют. Мне рассказывали, что рабочие на промысел в Сибирь ходят партиями от 5-ти до 7 человек. Таковы матросы и бочкари, работающие по Тобольской губернии; матросы, например набираются, будто-бы, хозяевами по селам Вятской губернии, по контрактам, с тем, между прочим, условием, что передний путь и обратный до Тюмени на хозяйский счет. Из рассказов я узнал, что не малый процент матросов состоит из крестьях с. Истобенского Орловского уезда Вятской губернии. Нанимают их сибиряки-пароходчики потому, что они, взявшись за дело, уже не бегут от него, а тянут его до конца. Сибиряки же такими качествами не отличаются.
Ходят в Сибирь для отхожих промыслов также бочкари. Некоторые из матросов и бочкарей, оставляя на время свои семьи, вовсе не возвращаются домой, и в Сибири никуда не причисляются, вследствие этого дома семьи бедствуют, а на самих отлучившихся накопляются большие недоимки.
Те из крестьян, которые приходят к заключению, что переселение в Сибирь для них неизбежно или выгодно, обыкновенно продают дома, скотинку, какая окажется, и кое-что другое, сколачивают таким образом несколько десятков рублей, расплачиваются с долгами и начинают хлопотать. Некоторые берут сразу увольнительные и приемные приговора, как это сделал Емельян Зыков, а другие берут только временное, на 1 год или полгода, увольнение. Свои общества их не задерживают, так как увольняющийся обыкновенно ставит дело так, что подать на него платить берется кто-нибудь из наличных членов общины за пользование остающейся от переселенца землей, которую продать общество никаким образом не позволяет. По крайней мере я не слыхал, чтобы на севере практиковалась продажа земель переселенцами. Некоторые, купив себе лошадь и телегу, садят на нее из своей семьи только тех, в большинстве случаев, членов, которые не могут идти сами, кладут в ту же телегу кое-какие пожитки, кое-какой запас: сухари, хлеб и отправляются в Сибирь пешком. Днями идут, ночами отдыхают и кормят лошадь, разумеется, подножным кормом. Так снимаются с мест некоторые вятичи, другие из них, распродав все, что можно было продать, и сколотив себе несколько десятков рублей, нанимают подводы до первой пароходной пристани, садятся на пароход и продолжают путь далее. Но так отправляются зажиточные, сравнительно, переселенцы и малосемейные, т.е. с семьей в 2 или 3 человека. Крупные семьи едут на своих конях и телегах, минуя железные дороги и пароходы.
...
Таким образом, на то, чтобы пройти из Вятской губернии до Томска, переселенец тратит 2 месяца или около того. Большинство их идет большим Сибирским трактом, причем проходят следующие города: как Глазов, Чердынь и Усолье, потом на Оханск, Кунгур (некоторые заходят в Пермь), Екатеринбург, Шадрин, Ишим, Тюкалу, Каинск, Колывань и Томск.
...
Нет сомнения, что большинство минует железную дорогу, потому что ехать по ней невыгодно, что она пока для них не по средствам.
Также и на пароход переселенцы садятся только по крайней необходимости, а кто может, тот избегает и парохода. В самом деле, пароходный билет, как и железнодорожный на одного человека, стоит 5 руб., Кутявин на весь путь из Вятской губернии до Томска затратил 2 руб. 59 коп. на человека.
... в лето 1884 г. с партиями переселенцев прибыло в г. Томск 26 пароходов; всего переселенцев на этих пароходах было доставлено 3837 человек.
По губерниям переселенцы распределяются так:
Тамбовская - 198 семей
Пермская - 175 семей
Вятская - 110 семей
...
ПРИЛОЖЕНИЕ.
о числе крестьян-переселенцев, проследовавших через г. Томск, летом 1885 года.
Всего проследовало 5589 чел.
По месту выхода (губерниям) переселенцы распределялись следующим образом:
Тамбовская -1303 чел.
Курская - 956 чел.
Вятская - 566 чел.
..."
1887 год. Истобенское - один из центров бурлачества Российской империи.
- Подробности
- Опубликовано 09.08.2011 16:13
«Материалы по статистике Вятской губернии. Том III. Орловский уезд». Вятка. 1887 год.
Бурлачество
Отход в лямку
Отход на барки
Отход на баржи
Отход на пароходы
Отход на плоты
1887-1891 годы. Истобяне-речники на Иртыше.
- Подробности
- Опубликовано 21.07.2021 23:09
Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала XX века.
Составители:
Рощевская Лариса Павловна, Белобородой Валерий Константинович
Екатеринбург, 1998 г.
1892 год. Лодки.
- Подробности
- Опубликовано 18.10.2011 16:17
Из книги Селивановский И.П. "Село Истобенское", Вятка, 1892 г.:
"Лодок в Истобенском масса. Почти в каждом доме имеется по 1, а нередко и по 2 лодки, в последнем случае обязательно одна маленькая, другая большая. Маленькия лодки-ботнички употребляютяс для езды на легке, на ближнее разстояние, как-то: для доения коров, на луга за луком, ягодами, на сенокос, для ловли по веснам дров и деревьев. Большия лодки, поднимающие 20-30 человек, употребляются для поездок в города с грузом: овощами, молочными скопами и ягодми. Лодки последняго вида обязательно снабжены: мачтой, бичевой и парусом или прямым, или косым с рейкой. Косой парус только недавно появился в с. Истобенском и, не смотря на преимущества, не может вытеснить прямой. Лодки, употребляемыя рыбаками, длинны, узки, имеют глубокую посадку в воде, в средине лодки - помещение для рыбы, с каковой целью в это отделение проделаны в дне лодки дырочки для протока и перемены воды.
За неимением леса лодки сами истобенцы не делают, а покупают их в Котельниче и Орлове, обнабойку, оснастку и осмолку их производят сами.
Лодки стоят:
1) Ботники - от 1 р. 50 к. до 2 руб.
2) Рыбацкия лодки - от 2 до 3 руб.
3) Лодки на 20-30 пуд. груза - от 4 до 5 руб.
4) ,, ,, 100-120 пуд. - от 10 до 15 руб.
5) ,, ,, 120-150 пуд. - от 20 до 25 руб.
На больших лодках истобенянки перевозят вверх по реке нередко от 2000 до 3000 вилков капусты, охотно возят в города и людей, причем берут с человека до города Орлова от 50 к. до 1 р., до Котельнича от 1 руб. 50 коп. до 2 руб. Попутныя цены за поездку ниже приведенных в 10 раз. Лодки при тщательном сохранении их служат 20 и более лет. Обыкновенно на зиму их вытаскивают на верхний берег р. Вятки, а каждую весну ремонтируют: прробивают паклей щели, проточины заливают варом, пробоины зашивают листовым железом и всю хорошо просмаливают. Весь ремонт обходится от 1 р. до 1 р. 50 к. Вообще истобенянки - искусные и смелые пловцы на лодках и сохраняют их заботливо."
1895 год. Об открытии классов речных шкиперов.
- Подробности
- Опубликовано 21.03.2021 12:46
Вятский край. 1895 год. № 36. 27 мая.
Корреспонденция Вятскаго Края
Орлов.
Чрезвычайное земское собрание прошло сверх всякаго ожидания.
...
Из остальных вопросов, разсмотренных собранием, более интересным был доклад инспектора народных училищ о присоединении земства к ходатайству Истобенскаго волостного схода (инициатива земскаго начальника г. Ключарева) об открытии при Истобенском 2-х классном училище министерства народнаго просвещения специальных классов речных шкиперов и о назначении на содержание этих классов денежной субсидии.
Г. Асаткин статистическими данными доказал необходимость открытия специальнаго речнаго училища для волостей средней части уезда и в особенности волостей, расположенных при реке Вятке, промысел большей части населения которых составляет служба на пароходах и барках пo p.p. Каме с притоками, Волге и p.p. западной Сибири, где в настоящее время стали появляться свои матросы, лоцмана и капитаны, конкурировать с которыми нашему населенно, знающему службу на пароходах только практически, без спецальной теоритической подготовки, трудно, так как и в настоящее уже время замечается сильный упадок этого вида отхожих промыслов, речное же училище может поддержать, даже развить промысел и, следовательно, дать зароботок населенно. Собрание постановило возбудить ходатайство об открытии специальных классов речных шкиперов при Истобенском училище, ассигновать 500 руб. на приспособление училищнаго здания для специальных классов и устройство для них слесарни, а равно передать в распоряжение этих классов и Истобенскую земскую столярную мастерскую.
Некоторые гласные высказали желание, чтобы в зимнее время, по воскресным дням, при училище, были открыты курсы и для взрослых, но пока, до открытия специальных классов вопрос отложен и управа обещалась внести его вместе с более подробным докладом в очередное собрание, полагая, что к тому времени будут открыты специальные классы речных шкиперов.
Из посторонних в зале собрания никого не было; вообще же нужно заметить, что орловцы не интересуются общественными делами, придерживаясь пословицы: "всякий сверчок знай свой шесток" и кроме того они боятся упустить своя "малыя делишки".
