1912 год. Сибирский "Истобенец"
- Подробности
- Опубликовано 21.08.2014 21:19
Алтайский "Титаник" затонул под Рассказихой: подробности этой истории сообщает корреспондент "Вечернего Барнаула" Алиса Тростникова.
Колесо истории
В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Атлантике затонул пассажирский лайнер "Титаник", унесший на дно океана 1513 человек. В эту же весну, 7 апреля, на Оби в 30 верстах от Барнаула потерпел крушение пароход И.Л. Фуксмана "Бийск", попавший в ледяной затор.
Высадились на острове
Об этом 13 апреля 1912 года сообщила газета "Сибирская жизнь". Это был первый рейс парохода в 1912 году, он вышел в плавание сразу же после начала ледохода, буксируя небольшой паузок. В 30 верстах от Барнаула, близ деревни Рассказихи, пароход начал приставать к берегу для погрузки дров. Как сообщает газета, поднявшийся ветер и волны отбросили пароход далеко от берега, к середине реки, отчего он носовой частью ударился о плывущие массы льда. Удар был настолько силен, что носовая часть корпуса оказалась пробитой, и пароход начал тонуть. По сообщению на 9 апреля никто из экипажа не пострадал, а пассажиров на судне не было.
Но 20 апреля на страницах газеты история получила продолжение. Корреспондент "СЖ" передавал, что на пароходе на самом деле были пассажиры – 50 человек, среди которых женщины и дети. И катастрофа произошла вечером 7 апреля, это известно о ней стало лишь на следующие сутки. "Бийск" попал в полосу плывущих льдин, так что невозможно было выйти из образовавшегося затора. И скоро пароход врезался в преградившую ему путь громадную льдину. В трюме образовалась пробоина, открылась течь. Вода быстро начала наполнять трюм. Судно вместе с пассажирами и командой стало погружаться в воду. Командир парохода И.А. Нелюбин предложил всем высадиться на находящийся вблизи снежный островок. Впрочем, у них было только два пути: тонуть вместе с кораблем или рискнуть эвакуироваться. Когда пассажиры и команда покинули пароход и добрались до островка, пароход на их глазах стал быстро погружаться в воду и вскоре затонул. Люди просидели на снежном островке всю ночь 7 апреля и до двух часов дня восьмого.
По словам очевидцев, проходившие мимо пароходы "Дедушка" и "Воткинский завод" местной судовладелицы Евдокии Мельниковой, несмотря на мольбы пассажиров, даже не сделали попытки спасти их при помощи шлюпок. Как потом объяснили, экипажи опасались "натолкнуться на затонувший пароход". Кстати, современники укоряли Мельникову за скупость и грубость, поэтому вполне возможно, что экипаж "Воткинского завода", завидев пострадавших, не оказал помощь, действительно испугавшись навредить своему судну, а впоследствии и себе. Хотя этот факт никоим образом их не оправдывает. Инцидент неоказания помощи напомнил ситуацию, сложившуюся вокруг затонувшего близ Казани летом прошлого года теплохода "Булгария", пострадавшие пассажиры которого тоже утверждали, что видевшие крушение суда проходили мимо. Несмотря на то, что на воде не было льдин и стояло лето, погибли сотни людей.
Неизвестная трагедия
Весть о катастрофе парохода "Бийск" пришла в Барнаул лишь утром 8 апреля. На пристани мгновенно собралась масса народу, родные пассажиров требовали от пароходства оказания помощи пострадавшим. Администрация Фуксмана указала, что оказать за помощь за неимением пароходов некому. Другие пароходовладельцы тоже отказались отправить свои суда для спасения людей. Только маленький пароход Мошкина "Истобенец", как пишет "СЖ", "пренебрег опасностью и отправился к месту катастрофы и принял, сколько мог, пассажиров, остальные были сняты с островка крестьянами близлежащей деревни на лодках". Смею предположить, что дело вовсе не в смелости экипажа данного парохода, а в его маленьких размерах, что позволяло лучше маневрировать на месте крушения.
С одной стороны, материал газеты можно считать документальным источником, тем более что к нему прилагаются акты и письма. С другой, надо предполагать некоторую доли необъективности любого СМИ. Возможно, это и объясняет некоторые противоречия, связанные со спасением пассажиров "Бийска". Автор сообщает, что спустя несколько дней в газете "Алтайский край" появилось немало жалоб на недобросовестное отношение экипажа пароходов Мельниковой относительно оказания помощи людям погибшего "Бийска". А потом приводит данные, что в конце концов они приютились на пароходах той самой Мельниковой. И еще большую обиду они затаили на экипаж парохода Фуксмана "Екатерина". Мол, приехав для осмотра на место катастрофы, тот, не справившись о положении команды и пассажиров "Бийска", ушел обратно в Барнаул.
Газета приводит акт, составленный за подписью командиров пароходов 9 апреля 1912 года, следующего содержания: "Сего числа в 10 ч. 30 м. утра к месту аварии парохода "Бийск", на 1 версту ниже дровяной пристани Рассказихи, пришел из г. Барнаула пароход "Екатерина" Фуксмана. Команда, пассажиры и буфетская прислуга с погибшего парохода "Бийск" были перевезены 8 апреля с снежного острова на пароход "Истобенец", а также на пароход "Богатырь" Е.И. Мельниковой. Пароход "Екатерина", пристав ниже дровяной пристани деревни Рассказиха и удостоверившись в факте затонутия парохода "Бийск", вернулся в Барнаул, не пожелав подняться выше на 1 версту в Рассказихинский затон, где стояло 12 пароходов и ход был свободен ото льда, чтобы удостовериться, в полном ли здоровье находятся команда и командир погибшего парохода "Бийск" и не нуждаются ли они в медицинской помощи, которую только может дать город Барнаул за неимением вблизи медицинских пунктов, и есть ли у них чем кормиться. Между тем среди пассажиров и команды были нуждающиеся в медицинской помощи, а также и в средствах пропитания".
Спустя 100 лет после обозначенных событий мы не можем судить о их достоверности. Во всяком случае, никому их местных краеведов о данном крушении не известно. О пароходе "Бийск" тоже информации мало. Возможно, причина в том, что в описываемые времена крушения пароходов случались часто. Исследователь Алексей Метёлкин, изучавший историю купечества и развития пароходства в Сибири, приводит факты: 30 августа 1900 года в Барнауле произошел взрыв парового котла на пароходе "Евгений", принадлежавшем томскому купцу В. Е. Едельштейну. Погибли 43 человека, в том числе и владелец судна. Около Бердска затонул пароход "Воронцов", близ нынешнего Новосибирска пошел ко дну пароход "Дедушка", а около Уртама - "Братья Мельниковы" Евдокии Мельниковой. Поэтому крушение "Бийска", произошедшее 100 лет назад, и не вошло в историю. А нас, потомков, во многом заинтересовало тем, что практически в это же время погиб легендарный "Титаник". Хотя масштабы катастроф, безусловно, сравнивать нельзя. И в той же "Сибирской жизни" 1912 года наряду с подробностями крушения "Бийска" сообщалось о гибели "Титаника".
13 апреля 1912 г. Сибирская жизнь № 83.
Гибель парохода "Бийск". 9 апреля, сразу же после передвижки льда по Оби, вышел первым рейсом пароход И.Л. Фуксмана "Бийск", буксируя небольшой паузок. В 30 верстах от Барнаула, близ деревни Рассказихи, пароход начал приставать к берегу для погрузки дров. Поднявшийся сильный шторм отбросил пароход далеко от берега, к середине реки, отчего пароход носовой частью ударился о плывущие массы льда. Удар был настолько силен, что носовая часть корпуса оказалась пробитой, и пароход начал тонуть. Команда спаслась. Пассажиров не было. Через некоторое время пароход совсем затонул. Пароход застрахован в 15000 руб., хотя, как передают, стоимость его определяется в 45000 рублей.
По поводу этой катастрофы начальником Пристанского поста получена следующая телеграмма: "Пароход Фуксмана "Бийск" затонул совсем 9 апреля около дер. Рассказихи (в 32 в. выше Барнаула) во время погрузки дров. Несчастий с людьми нет".
20 апреля 1912 г. Сибирская жизнь № 89:Еще о гибели "Бийска". В газете "Алтайский край" помещены письма пассажиров. В одном из писем пассажиры благодарят командира погибшего парохода г. Нелюбина за распорядительность, проявленную им при аварии. В другом письме, освещая события, пассажиры пишут, отмечая недобросовестное отношение пароходов Мельниковой относительно подачи помощи людям погибшего "Бийска". Приводят другой, не менее характерный случай.
Приезжал на место катастрофы пароход того же Фуксмана "Екатерина" для осмотра и, не справившись о положении команды и пассажиров "Бийска", которые приютились на пароходах Мельниковой, - ушел преспокойно обратно в Барнаул.
Газета при водит акт, составленный за подписью командиров пароходов 9 апреля 1912 года, следующего содержания: "Мы, нижеподписавшиеся командиры пароходов, стоящих в Рассказихинском затоне по случаю затора льда в Шадринском плесе, и некоторые из пассажиров, составили настоящий акт о следующем:
Сего числа в 10 ч. 30 м. утра к месту аварии парохода "Бийск", на 1 версту ниже дровяной пристани Рассказихи, пришел из г. Барнаула пароход "Екатерина" Фуксмана. Команда, пассажиры и буфетская прислуга с погибшего парохода "Бийск" были перевезены 8 апреля с снежного острова на пароход "Истобенец", а также на пароход "Богатырь" Е.И. Мельниковой. Пароход "Екатерина", пристав ниже дровяной пристани деревни Рассказиха и удостоверившись в факте затонутия парохода "Бийск", вернулся в Барнаул, не пожелав подняться выше на 1 версту в Рассказихинский затон, где стояло 12 пароходов и ход был свободен ото льда, чтобы удостовериться, в полном ли здоровье находятся команда и командир с погибшего парохода "Бийск" и не нуждаются ли они в медицинской помощи, которую только может дать г. Барнаул, за неимением вблизи медицинских пунктов, и есть ли у них, чем кормиться. Между тем среди г.г. пассажиров и команды были нуждающиеся в медицинской помощи, а также и в средствах пропитания.
Ввиду вышеизложенного мы, нижеподписавшиеся, выражаем порицание по поводу возвращения парохода "Екатерина" из Рассказихи в г. Барнаул, вследствие чего потерпевших пришлось отправить на пароходе "Дедушка".
Письмо в редакцию.
Милостивый государь господин редактор!
Не откажите поместить в ближайшем номере Вашей уважаемой газеты более точное и правдивое сведение относительно аварии парохода "Бийск" Г.И. Фуксмана.
Пароход шел из Барнаула до Белоглазовой не пассажирским рейсом, и пассажиров на нем было только пять человек. Авария парохода произошла у самого берега в версте от пристани Рассказихи. Корма парохода была причалена, пассажиры и команда вышли с парохода по положенному на берег трапу. Люди были увезены утром подошедшим пароходом "Дедушка". В Барнауле контора пароходства узнала об аварии от приехавшего на лодке помощника капитана парохода "Бийск" на другой день, и сейчас же был послан для оказания помощи пароход "Екатерина", но кроме двух вахтенных матросов, оставленных для караула, никого не нашел, все уже были увезены пароходом "Истобенец", да и вообще особой опасности для людей не было, т.к. на другом берегу стояли более десяти пароходов. Произведенным расследованием аварии парохода начальником дистанции Томского окр. п. с. и составленным актом все описанное вполне подтвердится.
Примите уверение в совершенном почтении.
Доверенный пароходства Г.И. Фуксмана.
["Сибирская жизнь" N95, 27 апреля 1912 г.]