1912-31 годы. Истобенские фамилии в пароходстве Мельниковой.
- Подробности
- Опубликовано 29.11.2025 17:19
Пароходство Е. И. Мельниковой было крупным речным транспортным предприятием, действовавшим в Сибири, в частности на реке Обь и ее притоках. Оно специализировалось на перевозке пассажиров, почты и грузов, а также предоставляло услуги по хранению товаров и выполнению различных комиссионных поручений. Пароходство выпускало расписания движения пароходов и имело агентов в ключевых сибирских городах, включая Томск (главная контора), Новониколаевск (Новосибирск), Барнаул и Бийск.
После смерти мужа-купца Евдокия Мельникова решила взять все в свои руки и основать собственное пароходство. Так, в 1893 года она организует в Барнауле пароходную компанию, во главе которой ставит своего 23-летнего сына Александра.
Первым пароходом новой транспортной компании стал "Кормилец", построенный в Тюмени на заводе Пирсона-Гуллета. Это сделало Евдокию Мельникову основательницей пассажироперевозок по Оби.
Клиентов старались привлечь разными бытовыми удобствами и техническими достижениями. В зависимости от купленного билета пассажир мог рассчитывать даже на библиотеку и пианино в салоне, кроме того, к их услугам предлагались буфет, кухня, электрическое освещение и паровое отопление.
В 1907–1909 годах она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов американского типа.
В начале XX века пароходный бизнес Мельниковой стал одним из крупнейших в Сибири. В 1910 году ее флотилия насчитывала 10 пароходов, 6 барж и 6 дебаркадеров. Крупнейшими были суда "Воткинский завод", "Богатырь" и "Двигатель" мощностью 500 лошадиных сил каждый. Основным видом деятельности пароходства была перевозка грузов, в первую очередь, зерна. В компании трудились более 500 человек – управляющие, капитаны, машинисты, матросы и другие. В 1914 году обороты предприятия превышали 837 тысяч рублей, прибыль составила 205 тысяч рублей. Мельникова стала миллионершей. В 1913–1915 годах пароходство Мельниковой входило в картель барнаульских и новониколаевских пароходовладельцев – "Соединенную пароходную компанию", являясь самым крупным пайщиком.
В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, после чего ее наследник Александр продал дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли за 1,6 млн рублей.
Пароходство Е.И. Мельниковой
1912 г.

![]() |
![]() |
![]() |
|
Еремин А.М. |
Мошкин М.Д. |
Стойлов Н.Д. |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Тупицын А.Е. |
Целищев Д.Е. |
Широнин А.К. |
Пароход "Кормилец"
Пароходство Е.И. Мельниковой (с 1896 по 1917 гг.)
10 мая 1914 года в 3 часа дня, на стоящий у Томской городской пристани товаро-пассажирский пароход "Кормилец" зашел неизвестный мужчина в сильно нетрезвом виде. Так как неизвестный вел себя неприлично, то по распоряжению администрации был удален с парохода, причем финским ножом поранил руку одного из выводивших его матросов - Ивана Целищева.
Западно-Сибирское Государственное речное пароходство (с 1926 г.)
Пароход "Охотник" (1893), переименование: "Барнаул" (1897), "Сибиряк" (1901), № 119 (1920), "Сибиряк" (1926)
Пароходство Е.И. Мельниковой (с 1899 по 1917), Запсибгоспароходство (с 1926)
Список командного состава на навигацию 1926 года:
Целищев Т.С. – пом.командира
Пароход "Сибиряк" (1856), переименование: "Переселенец" (1901), "Дедушка" (1903), № 243 (1920), "Дедушка" (1926)
Пароходство Е. И. Мельниковой (с 1898 по 1917), Запсибгоспароходство (с 1926)
Командный состав в навигацию 1926 года:
Широнин М.А.(В.И.) - лоцман.
Приказ № 21 Правления Западно-Сибирского Государственного речного пароходства от 24 марта 1927 года: о назначении командного состава на пароход "Дедушка": Тупицын Н.И. – командир
1931 год:
Капитан парохода "Дедушка" Андрей Трофимович Мокеров доказал, что нагрузку на индикаторную силу можно увеличить вместо 5—6 тонн до 9—12 тонн.














