• Главная
    • Схема
    • Все новости проекта.
  • История
    • Городище
    • Возникновение
    • Хронология
    • Переписи
    • События
    • Документы
  • Храмы
    • Троицкий монастырь
    • Никольская церковь
    • Троицкая церковь
    • Часовня
  • Карты
    • Географические карты
    • Топографические карты
    • Спутниковые снимки
    • Планы села
    • Схемы
  • Промыслы
    • Животноводство
    • Земледелие
    • Ремесленничество
    • Речной промысел
    • Рыболовство
    • Торговля
    • Золотодобыча
    • Заводчики
    • Разное
  • Люди
    • Персоналии
      • Багаев Дмитрий
      • Багаев Максим
      • Безденежных Андрей
      • Гудин Андрей
      • Дуркина Афанасия
      • Кибардин Георгий
      • Ковязин Амвросий
      • Козлов Петр
      • Королев Дмитрий
      • Нелюбин Вячеслав
      • Нелюбин Данила
      • Пленков Василий
      • Рылов Аркадий
      • Стойлов Иван
      • Тулакин Кирилл
    • Воины
    • Жертвы террора
    • Чиновники
    • Священники
    • Судьбы
    • Истобяне в Маньчжурии
  • Галерея
    • Художники
      • Annabelle Danchee
      • Авинова Елена
      • Басина Виктория
      • Бочаров Тарас
      • Блинов Владимир
      • Братухин Геннадий
      • Быкова Юлия
      • Вершигоров Петр
      • Верюгин Л.
      • Дедова Татьяна
      • Дроздецкий Дмитрий
      • Жданов Валентин
      • Журавлев Олег
      • Зайцев Аркадий
      • Карасева Нелли
      • Меджлумян Анна
      • Неизвестный
      • Поликарпов Николай
      • Поляков Аркадий
      • Рукавишникова Наталия
      • Самсонова Лариса
      • Старкова Лидия
      • Туписов Михаил
      • Феофилактов О.
      • Шишков Юрий
      • Щепина Екатерина
    • Фотографы
      • Дуркин Дмитрий
      • Туманов Евгений
      • Yana Solovyeva
      • Yuriy
    • Фотогалерея
    • Рисунки
  • Литература
    • Альпидовский Андрей
    • Бажина Любовь
    • Банников
    • Бехтерев Олег
    • Вахонин Сергей
    • Зыков Иван
    • Зыков Николай
    • Королев Геннадий
    • Криушина Вера
    • Крысов Василий
    • Селивановский Иван
    • Соловьев Е.
    • Тулакин Виктор
    • Фокин Валерий
    • Шестерня Алевтина
    • Истобенский говор
    • Статьи с сайтов
  • Разное
    • Культура
    • Образование
    • Медицина
    • Инфраструктура
    • Судебные

Гармоника.

Подробности
Опубликовано 02.05.2011 15:57

4 03 04Гармоника (гармонь) - клавишно-пневматический инструмент. При смене движений меха вятская гармоника издает одинаковые звуки (аналогично ливенке, елецкой, вологодской). По типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок вятская гармонь считается однорядной. Форма клавиш правой клавиатуры продолговатая. Стандартный басо-аккордовый аккомпанемент дополняется клавишей, расположенной, с тыльной стороны левого грифа и дающей отдельный звук в высокой тесситуре. Его народное название: «подголосок» или «гудочек (пискун)». Главное отличие вятской гармони от тульской в наличии латунных голосов вместо тульских железных.

Вятские мастера являлись признанными лидерами в производстве гармоник. Кустарное производство в губернии по своему размаху занимало второе место в стране после тульского. Здесь производились оригинальные по конструкции, акустическим данным и внешнему виду инструменты. Изготавливались также национальные татарские, марийские и другие гармоники, известные далеко за пределами России — в Иране, Китае, Монголии.
По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в 1890-х гг. "всех гармонщиков считается в Вятской губернии до 500 человек. Вятские гармоники имеют сбыт во всей России". Главная причина большого распространения экономическая: только один из десяти крестьянских дворов мог существовать на доходы от сельского хозяйства, остальным, чтобы прокормиться,  надо было заниматься кустарным производством или отхожим промыслом.

Родоначальником гармонного промысла в Вятской губернии был отхожий крестьянин села Истобенское Данила Карпович Нелюбин (1821 — ок. 1898).

В 1841 году чудный инструмент немецкого производства привез с Нижегородской ярмарки Данила Нелюбин. Немало он слышал о гармони, в руках же не держал ни разу, а вот взял да и купил с разрешения отца. Только не долго тешил заграничный инструмент Данилу. Поломалась гармонь.

Снова поехал Данила в Нижний Новгород, взял инструмент с собой и обратился к гармонных дел мастеру Воронцову. Пока ремонтировал тот гармонь, Данила следил за каждым его движением. Не стал и мастер скрывать от пытливого паренька своих секретов. Научился у него кое-чему Данила.

Непростым оказалось гармонное ремесло. Но Данило научился сам ремонтировать гармоники. И пошли к нему люди со сломанными инструментами: сначала односельчане, а потом стали приезжать и из далеких сел и деревень. Через несколько лет решил Данило сам сделать новую гармошку. Работал без специальных инструментов, вручную. Главная трудность была в выделке голосовых пластин. На Тульской гармонной фабрике они делались из листового железа, а голосовые отверстия машиной пробивались. Решил мастер сделать эти пластины из латуни, которая простым зубилом пробивалась, не ржавела и более чистый звук держала. Усовершенствовал Данило и другие детали. Зимой 1841—1842 годов сделал Нелюбин свою первую двухголосую гармошку. И все в ней - от мехов до механики и голосов - Данила сделал своими руками. Вот вам и дата рождения первой вятской гармони, которой уже больше 160 лет.

Научился Данила не только гармони ладить, но и играть хорошо. И полетела слава о вятском мастере-кустаре по всей матушке России. И посыпались заказы отовсюду. Узнали вятскую гармонь и на Урале, и в Сибири.

Потом появились у Данилы ученики. Стали развиваться артели по производству гармошек, а позднее и фабрики. А в 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармони получили самую высокую оценку специалистов Европы. Началось же все с него, Данилы Нелюбина.

Повадился к Нелюбиным ходить мальчонка лет двенадцати-тринадцати. Звали его Иван Крысов. Был он бездомным, нищенствовал. Все считали его недоразвитым. И Данило, не опасаясь выдать свои секреты мастерства, показывал Ивану, как он работает, собирает гармонь. Способным оказался Иван. Скоро сам стал мастерить гармошки и даже других учить. Так гармонный промысел распространился по всей Вятской губернии.

 4 03 05

Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе: 1-гриф, 2-клавиши, 3-сетка, 4-клапаны, 5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше, 6,8-основные голосовые планки, 7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже, 10-подвижная кожаная петля для большого пальца


Copyright © 2011,2012 ZSE Software Inc.

Free counters!