Пароход "Истобенец".
- Подробности
- Опубликовано 09.05.2011 16:19
Пароход «Истобенец».
Энциклопедия Земли Вятской в 10-ти т. Т. 4: История. Киров, 1995
"Прослышав о первоначальных успехах в организации по Вятке пассажирских перевозок на пароходах кунгурского предпринимателя и подданного Великобритании Эдуарда Гакса, привели свои пароходы новые судовладельцы.
Об одном из новых пароходов - "Истобенец", производившем, как сказано в объявлении, "легко-пассажирские рейсы между городами Вяткой и Казанью", стоит сказать особо, поскольку владельцем его был крестьянин Орловского уезда Вятской губерниии Иван Михайлович Стойлов.
С целью удешевления постройки судна корпус его был деревянным. Зато установленная на "Истобенце" паровая машина "сработанная" на нижегородском заводе Курбатова, оказалась новинкой судового машиностроения."
Владельцы, наименования.
С 1873 г.— И.М. Стойлов (крестьянин села Истобенск, затем котельничский купец).
С 1888 г.— "Миша" у крестьянина Балахнинского уезда А.В. Белоногова.
С 1902 г.— у балахнинской мещанки А.П. Исаковой.
С 1906 г.— "Борис".
С 1907 г.— "Арзамас".
Раздавлен льдом 09.03.1908 г. на Волге у Бирского перевоза. Котёл и машина переставлены на другой пароход.
Конструктор парохода.
Выдающийся русский механик, конструктор, судостроитель, теплотехник и при всем том самоучка Василий Иванович Калашников (1849 — 1908) родился в древнем городе Угличе. Здесь он окончил три класса уездного училища и отсюда в одиннадцать лет отправился на Николо-Абакумовский судостроительный завод, куда удалось ему устроиться конторским мальчиком.
Чрезвычайная пытливость ума юного Калашникова и пристрастие его ко всяким механизмам были замечены сразу же. Узнал об этом хозяин верфи. Побеседовав с новоявленным Кулибиным, он обнаружил у него необыкновенную тягу к знаниям и решил определить смышленого отрока в ученики к механикам.
В навигацию 1869 года повзрослевший Василий Калашников плавает в должности машиниста на буксирном пароходе «Восток». По окончании навигации он предлагает владельцу парохода проект полной переделки паросиловой установки, но получает отказ. Весной 1870 года Калашников добирается до Нижнего Новгорода, где начинает работать на заводе Колчина, располагавшемся на берегу Волги под Откосом в Фабричной слободе.
Уже в 1872 году тут по его проекту и под его руководством был построен деревянный грузопассажирский пароход «Истобенец» (87 л. с.), на котором он установил самостоятельно разработанные им высокоэкономичные паровые машины с двойным расширением пара, названные «компаунд». Чтобы уменьшить конденсацию пара в ресивере, труба последнего почти по всей длине была заключена в трубу-оболочку, наполненную паром. Шатуны обоих цилиндров работали на один кривошип. Весть об удачном эксперименте облетает весь научный мир. Корифеи мирового судостроения смогли сконструировать нечто подобное только спустя 15 лет.
Калашников Василий Иванович
11 ноября (по старому стилю – 30 октября) 1849 года родился Василий Иванович Калашников, выдающийся русский механик-судостроитель, конструктор-изобретатель, теплотехник.
Родился в Угличе, в небогатой семье. В 1860 году окончил 3 класса угличского уездного училища, после чего родителям пришлось отдать его "в люди" – конторским мальчиком на Николо-Абакумовский судостроительный завод (в возрасте 11 лет). Пытливость ума юного Калашникова и пристрастие его ко всяким механизмам были замечены сразу: побеседовав с юношей, хозяин верфи обнаруживает необыкновенную тягу к знаниям и решает определить Василия в ученики к механикам. Первыми его наставниками были: Александр Сергеевич Муфтелев, известный на Волге талантливый русский конструктор-самоучка, технолог Залихман, русские рабочие и немецкие техники, благодаря которым он выучил немецкий язык и знал его в совершенстве. В юношеские годы Василий Калашников становится образцовым чертежником. В 16 лет появляется его первая работа "Детальные чертежи котлов, аппаратов и машин", в которой помимо профессионально выполненных чертежей, Калашников представляет и свои собственные расчеты и замечания о недостатках в конструкциях того времени.
В навигацию 1869 года повзрослевший Василий Калашников устраивается на буксирный пароход "Восток" в качестве машиниста. По окончании навигации он предлагает владельцу парохода проект полной переделки паросиловой установки, но не находит с его стороны поддержки.
Весной 1870 года Калашников добирается до Нижнего Новгорода, где начинает работать на заводе Ивана Савельевича Колчина, разместившемся на берегу Волги в Фабричной слободе. Устраивается чертежником, но чуть позже ненадолго покидает завод (переезжает в Москву, где непродолжительное время работает в фирме Доброва и Набгольц, также в качестве чертежника).
В 1872 году Василий Калашников возвращается в Нижний Новгород на завод Колчина, но теперь устраивается механиком (и работает до 1889 года; в этот период Колчинский завод становится заводом Курбатова). В 1872 году Василий Иванович строит свой первый новый пароход, получивший название "Истобенец" (затем переименованный в "Арзамас"), на который ставит самостоятельно разработанную им высокоэкономичную паровую машину с двойным расширением пара. С этого момента конструктор Калашников приступает к обновлению техники волжского судостроения. Совершенствуя идеи предыдущих инженеров и механиков, он заменяет и переделывает старые паровые машины (повышая мощность и снижая потребление топлива в уже созданных агрегатах), предлагает новые идеи и конструкции оригинальных машин, нередко опережая достижения зарубежных конструкторов.
В 1877 году Василий Калашников принимает участие в постройке первого в мире завода по производству нефтяных смазочных масел по проекту нижегородца В.И. Рогозина. (Для перевозки нефтепродуктов Калашниковым также были разработаны конструкции первых наливных барж на Волге).
В 1885-м году Василий Калашников представляет на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение – форсунку для более экономного сжигания мазута в топках паровых котлов, за что получает золотую медаль Русского технического общества. Изобретение впоследствии получило распространение на пароходах по всей Волге.
В 1886 году с завода Курбатова выходит переоборудованный пароход "Всеволод" с машиной трехкратного расширения пара (силовая установка была успешно переделана Калашниковым из паровой "тандем-машины").
В 1887 году при активном участии Василия Ивановича Калашникова в Нижнем Новгороде было открыто первое в России учебное заведение для речников – Нижегородская речная школа.
В конце 1890 г. Василия Ивановича Калашникова приглашают в Сормово главным механиком. На Сормовском заводе Калашников строит ряд новых машин и котлов для речных пароходов и морских шхун. Тогда же Василий Иванович осуществляет свою давнюю мечту – создёт машину четырех-кратного расширения пара, которую устанавливают на пароход "Богатырь".
К заслугам Василия Ивановича Калашникова также относят водонапорные установки для нижегородского водопровода (с их помощью вода подавалась "на гору" в течение 46 лет – до 1926 года, пока их не заменили более мощными дизелями).
В 1898 году указом императора главному механику завода Курбатова и угличскому мещанину Василию Ивановичу Калашникову присвоено звание потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода.