1901-18 годы. Истобенские фамилии в Архангельском пароходстве.
- Подробности
- Опубликовано 17.09.2025 21:57
"Речник Сухоны" №71, 9 сентября 1981 года.
Первый двухпалубный
И. Белоцерковский
"И мне кажется важным напомнить то, что первый пассажирский двухдечный пароход появился на Севере в 1901 году. Свой первый рейс судно совершило из Архангельска до Вологды в июне.
Пароход был построен коломенскими корабелами и назван "Учредителем". Капитаном его был известный на Севере Андрей Прохорович Гудин, а механиком – житель города Великого Устюга А.И. Тяпушкин. Мощность машины составляла 252 л.с. Котел – один, отопляемый дровами. Длина судна – 57 метров, ширина – 7,5 метра. Пароход вмещал 400-450 пассажиров и брал груза 131 тонну."
Адрес-календарь Архангельской губернии на 1903 год.
Архангельск, 1903 г.
Паровые суда Архангельской губернии.
Владельцы судов - Северное пароходное общество "Котлас-Архангельск-Мурман"
Шкипер судна | Название судна | Назначение судна | Экипаж (чел.) | Год постройки | Место плавания |
---|---|---|---|---|---|
БАГАЕВ Александр Филатович | Луза | пассажирский | 8 | 1886 | Вологда-Архангельск |
БАГАЕВ Степан Филатович | Пермь | буксирно-пассажирский | 20 | 1876 | Вологда-Архангельск |
БАГАЕВ Филипп Филатович | Северянин | пассажирский | 8 | 1883 | Вологда-Архангельск |
ГУДИН Андрей Прохорович | Преподобный Зосима | товарно-пассажирский | 1902 | Вологда-Архангельск | |
ГУДИН Михаил Прохорович | Великая княжна Елизавета Федоровна | буксирно-пассажирский | 20 | 1900 | Вологда-Архангельск |
ГУДИН Прохор Яковлевич | Десятинный | буксирно-пассажирский | 20 | 1868 | Вологда-Архангельск |
Памятная книжка Архангельской губернии на 1914 год.
Архангельск, 1914 г.
Пароходства
Северное пароходное общество "Котлас-Архангельск-Мурман"
Капитаны пароходов:
"Генерал Скобелев" - А.П. Гудин
"Михаил Криличевский" - М.П. Гудин
Капитан судна | Название судна | Назначение судна | Год постройки | Место плавания |
---|---|---|---|---|
ГУДИН Андрей Прохорович | Генерал Скобелев | товарно-пассажирский | 1913 | бассейн р. Северная Двина |
ГУДИН Михаил Прохорович | Михаил Криличевский | пассажирский | 1909 | Сев. Двина-Сухона-Вологда |
Голубые дороги Поморья. 150-летняя история Северного речного пароходства.
Архангельск, 2008 г.
"Глава III. Годы революции, интервенции и Гражданской войны.
...
Вечером 2 августа 1918 г. П.Ф. Виноградов прибыл с отрядом из Шенкурска в Двинской Березник и здесь узнал о падении Архангельска. Он произвел разведку с целью обнаружения противника, оставил в Березнике пароход «Запад» с небольшим отрядом бойцов и направился в Котлас, а затем в Великий Устюг. По инициативе П.Ф. Виноградова, поддержанной руководством Архангельской и Северо-Двинской губерний, началось вооружение речных судов, бронирование их бортов и формирование сухопутных отрядов, в Великом Устюге создан Чрезвычайный революционный штаб.
Для заграждения фарватера Северной Двины речники, руководимые капитаном парохода "Пушкин" М.П. Гудиным и механиком В.Ф. Ногтевым, подорвали и затопили на так называемом рубеже в районе Ягрыша 72 деревянные баржи.
Гудин М. П.
...
Первые успехи Красной армии на Севере достигнуты в боях на Северной Двине 10—11 августа 1918 г. В эти дни три корабля флотилии ("Могучий" — капитан А.Я. Ефремов, "Мурман" — капитан Я.А. Дуркин и "Любимец") под командованием П.Ф. Виноградова дали ночной бой интервентам у Двинского Березника и нанесли им значительный урон. "
Дуркин Я. А.
Капитан судна | Название судна | Назначение судна | Год постройки | Место плавания |
---|---|---|---|---|
ГУДИН Михаил Прохорович | Пушкин | товарно-пассажирский | 1913 | бассейн р. Северная Двина |
ДУРКИН Я. А. | Мурман | буксирно-пассажирский | 1906 | бассейн р. Северная Двина |
Случай на Сухоне.
И. Белоцерковский.
"25 августа 1918 года, идя пассажирским рейсом, пароход "Стенька Разин" ("Великая княгиня Елизавета Феодоровна" - примечание автора проекта), далеко не дойдя до пристани в Великом Устюге, подал продолжительный гудок, извещая о прибытии. Пароход причалил к дебаркадеру без поворота левым бортом.
Какая же причина заставила судно, идущее по течению, сделать остановку без оборота?
А дело обстояло так: 24 августа напротив деревни Нюксеница в 8 часов утра встретились пароходы "Смелый" и "Опыт" с баржой № 44 (с военным грузом). С парохода "Стенька Разин" сделали отмашку вправо, на что последовал ответ с пароходов "Опыт" и "Смелый". Идя тихим ходом, пароход держался левой стороны. Встречные пароходы "Опыт" и "Смелый" баржу своевременно оттянуть не могли, и баржа, снесенная течением воды, ударилась в правый кожух "Стеньки Разина", из-за чего и произошла авария.
Сломан правый кожух, весь передний обнос и каюты капитана, лоцманов, ледник и буфет.
...
Капитан парохода "Стенька Разин" Я. Коржавин успел выбежать из каюты.
...
вахтенным на пароходе "Стенька Разин" был помощник П. Корюкаев
...
Позднее коллегия Национального флота постановила: пом. капитана П. Корюкаева по должности не продвигать."
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Пароход "Учредитель"
Пароход "Северянин"
Пароход "Преподобный Зосима"
Пароход "Десятинный"
Пароход "Великая княгиня Елизавета Феодоровна"
Переименован в "Стенька Разин" (1918)
Пароход "Генерал Скобелев"
Переименован в "Карл Маркс" (1918)
Пароход "Михаил Криличевский"
Переименован в "Иван Каляев" (1918), затем в "Коми-пионер"
Пароход "Пушкин"
Северное пароходное общество "Котлас-Архангельск-Мурман"