Капитан Стойлов Владимир.
- Подробности
- Опубликовано 25.08.2025 21:00
Сибирские огни. № 8 1970 г.
Литературно-художественный и общественно-политический журнал.
Орган Союза писателей РСФСР и Новосибирской писательской организации.
Поиски и находки
Э. Стойлов. По следам старой книги.
Этот старинный том - в кожаном переплете с потемневшим тиснением французских слов, видимо, пролежал бы еще много лет на полках нашей семейной библиотеки, если бы однажды я не получил такое письмо:
"По некоторым источникам мне стало известно, что Вы являетесь правнуком нашего земляка Стойлова Владимира Ивановича, который был капитаном парохода "Св. Николай" на Енисее.
Не сохранились ли в Вашей семье документы или воспоминания о том, в какие годы В. И. Стойлов был капитаном на пароходе "Св. Николай"? Это очень важно установить, так как на этом пароходе в 1897 году ехал В. И. Ленин, направляясь в ссылку в село Шушенское".
Далее сообщалось, что автор письма, уроженец села Истобенского Кировской области В. Пленков, — краевед, он ведет картотеку замечательных земляков, в селе есть люди, которые хорошо помнят Стойловых, сохранился даже их дом.
Что мой прадед — выходец из Вятской губернии, я знал, что он был капитаном парохода на Енисее,— тоже знал. И свидетельствовала об этом та старинная книга в кожаном переплете. Она была издана в Париже в 1899 году и принадлежит перу Жюля Легра — ученого и публициста, совершившего двухгодичное путешествие по Сибири.
Этот старый том передавался в нашей семье по наследству из поколения в поколение, и как-то случилось, что интерес к нему притупился. Книга, имея полное право быть реликвией, стала всего лишь сувениром. Забавным, обычным и привычным. Отпечатанная на прекрасной меловой бумаге, она за семьдесят лет потемнела лишь на срезах, сохранив четкость бисера латинского шрифта. Для всякого, не знающего Французского языка, главный интерес в книге представляли фотографии.
Тут запечатлены и женщины Томска, полощущие белье на реке, и охотники-эвенки со всем антуражем их таежного житья: чумы, рогатины, костры; тут были и фотографии, кандальников, расположившихся на отдых по дороге в Красноярск под присмотром солдат с винтовками, — в общем, уже по иллюстрациям было многое понятно.
А так как французского языка в нашей семье никто не знает, то общение со старинным томом и ограничивалось созерцанием иллюстраций. На титульном листе Жюль Легра написал по-русски:
"Дорогому моему другу — командиру "Николая", на корабле которого я пробыл самое счастливое время этого путешествия, Владимиру Ивановичу Стойлову — от всего сердца.
Жюль Легра".
В книге помещена фотография "корабля". Колесный буксир с одной трубой, черный корпус, белые надстройки, мачта. Названия парохода на снимке не видно. Француз пишет: "Николай". А в письме из Кирова: "Св. Николай" и капитан Стойлов.
Было от чего взволноваться мне, сотруднику Томской областной газеты, и был весьма убедительный повод моему редактору разрешить мне в этот же день вылететь в Красноярск.
Шофер такси, которого я по дороге из Красноярского аэропорта расспрашивал о краеведческом музее и от которого пытался узнать, есть ли там документы о пароходе, увозившем Ленина в ссылку, сказал:
— А у нас на пристани стоит макет "Святого Николая".
— Давай прямо туда.
И вот гранитный постамент, золото мемориальной доски, стеклянный колпак и под ним макет судна. Но у этого макета нет никакого сходства с изображенным в книге пароходом. У Жюля Легра — буксир, здесь — пассажирский, в книге - с одной трубой, здесь — с двумя. Не уехал я обратно в аэропорт только потому, что самолета в Томск в тот день не было.
Зашел в музей, полюбовался другим макетом парохода (теперь уже латунным), установленным тоже на постаменте. Спросил, кто в музее ведет ленинскую тематику, есть ли новые находки. Сказали, что при музее создана специальная группа, собирает все, относящееся к пароходу "Св. Николай", что даже нашли остов парохода, будут его восстанавливать. Руководит этой группой директор музея Зинаида Константиновна Глусская.
Поскольку цель моей командировки уже интереса не представляла, я пришел к директору как частное лицо. А у нее в кабинете народ, хлопоты, заседания, решаются деловые вопросы, и говорить ей со мной некогда. Достаю томик Жюля Легра и кладу перед Зинаидой Константиновной; она, продолжая разговор, листает его, пододвигает ближе, листает еще, еще...
И вдруг самым важным в этом кабинете становится именно мое присутствие. Извинившись перед коллегами, директор переносит совещание на завтра.
— Боже мой,— говорит Зинаида Константиновна,— Это, пожалуй, тот "Николай"!
Я пытаюсь возразить, что тот назывался "Святой Николай" и был пассажирский к тому же. А здесь буксир и...
— Во-первых, пароход назывался "Святитель Николай". Произошла ошибка, — объясняет Зинаида Константиновна. — Во-вторых, в пассажирский его переделали позднее а был он раньше буксиром.
И тут опять мое корреспондентское сердце набирает такой ритм, что я тянусь за стаканом с водой.
— Вы можете оставить книгу до завтра? — спрашивает Зинаида Константиновна. — Я приглашу переводчика, специалистов. Мы все выясним. И вообще мы хотели бы, если позволите, иметь фотокопию книги. За ночь наш фотограф успел бы...
Утром я читаю строчки, естественно, не очень точного перевода из книги Жюля Легра, характеризующие моего прадеда.
"Наш капитан Владимир Иванович Стойлов один из моряков, которые знают лучше всех это место Сибири. Он русский. Это мужчина сорока лет с изысканными манерами, всегда корректно одет. Вот уже восемь дней, что я его знаю, я испытываю по отношению к нему все возрастающую привязанность. Он мало болтлив, несмотря на то, что очень весел. Заботится о корабле, как мать о своем ребенке. Непонятно, когда он спит".
— А знаете, — осторожно говорит Зинаида Константиновна, — пароход действительно оказался не тот.
- Ленинский "Св. Николай" принадлежал купцу Сибирякову, а этот — казенный. Вот читайте у Жюля Легра: "Наш "Николай" — маленький пароход. Он весь белый, с черной ватерлинией. Я нахожу его восхитительным. Он обслуживал строительство моста на Оби, а сейчас предложил свои услуги на строительстве моста через Енисей в Красноярске. Я занимаю на нем каюту старшего инженера центрального участка транссибирской линии Н. П. Меженинова и чувствую себя прекрасно устроившимся для долгого путешествия".
— Но все-таки,— говорит Зинаида Константиновна, — Владимир Иванович Стойлов был капитаном "Святителя Николая". Он
упоминается в этой должности в газете "Енисей" за 1899 год, то есть на два года позднее того времени, когда Ленин ехал в Шушенское.
...
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Стойлов Владимир Иванович есть в Посемейном списке Истобенского сельского общества за 1874 год.
Стойлов Владимир Иванович (дата рождения - 23.10.1860)
Марья Михайловна - жена.
В Календаре Тобольской губернии на 1897 год есть такие сведения:
Список паровых судов по Иртышскому участку Томского округа Путей Сообщения.