• Главная
    • Схема
    • Все новости проекта.
  • История
    • Городище
    • Возникновение
    • Хронология
    • Переписи
    • События
    • Документы
  • Храмы
    • Троицкий монастырь
    • Никольская церковь
    • Троицкая церковь
    • Часовня
  • Карты
    • Географические карты
    • Топографические карты
    • Спутниковые снимки
    • Планы села
    • Схемы
  • Промыслы
    • Животноводство
    • Земледелие
    • Ремесленничество
    • Речной промысел
    • Рыболовство
    • Торговля
    • Золотодобыча
    • Заводчики
    • Разное
  • Люди
    • Персоналии
      • Багаев Дмитрий
      • Багаев Максим
      • Безденежных Андрей
      • Гудин Андрей
      • Дуркина Афанасия
      • Кибардин Георгий
      • Ковязин Амвросий
      • Козлов Петр
      • Королев Дмитрий
      • Нелюбин Вячеслав
      • Нелюбин Данила
      • Пленков Василий
      • Рылов Аркадий
      • Стойлов Иван
      • Тулакин Кирилл
    • Воины
    • Жертвы террора
    • Чиновники
    • Священники
    • Судьбы
    • Истобяне в Маньчжурии
  • Галерея
    • Художники
      • Annabelle Danchee
      • Авинова Елена
      • Басина Виктория
      • Бочаров Тарас
      • Блинов Владимир
      • Братухин Геннадий
      • Быкова Юлия
      • Вершигоров Петр
      • Верюгин Л.
      • Дедова Татьяна
      • Дроздецкий Дмитрий
      • Жданов Валентин
      • Журавлев Олег
      • Зайцев Аркадий
      • Карасева Нелли
      • Меджлумян Анна
      • Неизвестный
      • Поликарпов Николай
      • Поляков Аркадий
      • Рукавишникова Наталия
      • Самсонова Лариса
      • Старкова Лидия
      • Туписов Михаил
      • Феофилактов О.
      • Шишков Юрий
      • Щепина Екатерина
    • Фотографы
      • Дуркин Дмитрий
      • Туманов Евгений
      • Yana Solovyeva
      • Yuriy
    • Фотогалерея
    • Рисунки
  • Литература
    • Альпидовский Андрей
    • Бажина Любовь
    • Банников
    • Бехтерев Олег
    • Вахонин Сергей
    • Зыков Иван
    • Зыков Николай
    • Королев Геннадий
    • Криушина Вера
    • Крысов Василий
    • Селивановский Иван
    • Соловьев Е.
    • Тулакин Виктор
    • Фокин Валерий
    • Шестерня Алевтина
    • Истобенский говор
    • Статьи с сайтов
  • Разное
    • Культура
    • Образование
    • Медицина
    • Инфраструктура
    • Судебные

1892-98 годы. Истобяне-речники в Тюмени.

Подробности
Опубликовано 09.10.2022 22:58

Много истобян нанималось лоцманами, водоливами и матросами на баржи и пароходы Богословского пароходства, Управление которого располагалось в г. Тюмень Тобольской губернии.

Богословское пароходство на 1895 год имело в своем составе восемь буксирных пароходов, 19 барж и 12 паузков, плававших по Оби, Иртышу, Тавде и Сосьве. Владельцем пароходства, как и всего Богословского горного округа, числилась Надежда Михайловна Половцева, а Управление Богословского пароходства с 1890 года располагалось в Тюмени в доме его первого управляющего – кинешемского мещанина И.П. Попова на углу улиц Подаруевской и Успенской (современных улиц Семакова и Хохрякова).
Уже в 1898 году в состав Богословского пароходства входили 8 пароходов с осадкой от 11,5 до 30 вершков: "Александр" (45 л.с.), "Барнаулец" (240 л.с.), "Богословец" (120 л.с.), "Добрыня" (640 л.с.), "Заметный" (800 л.с.), "Петр" (135 л.с.), "Походяшин" (180 л.с.) и "Сотрудник" (120 л.с.); 29 барж длиной от 40 до 80 м, с осадкой от 24 до 60 вершков, грузоподъемностью от 20000 до 110000 пудов: "Барнаулка", "Белая", "Бийская", "Вагран", "Волга", "Вторая", "Вычегда", "Вятка", "Жадунка", "Иртыш", "Каква", "Кама", "Каракан", "Колонга", "Лобва", "Ляля", "Надежда", "Обь", "Первая", "Северная Двина", "Сосьва", "Тавда", "Третья", "Тура", "Турья", "Урал", "Чернь", "Четвертая" и "Чулым"; 11 паузков длиной 50 м, с осадкой от 24 до 36 вершков, грузоподъемностью от 22000 до 25000 пудов: "Казанер", "Камешок", "Качканар", "Кваркуш", "Кеть", "Кумба", "Кыртым", "Ница", "Пышма", "Тобол" и "Томь"; 8 рудовозок длиной от 45 до 55 м, с осадкой от 34 до 44 вершков, грузоподъемностью от 25000 до 35000 пудов: "Вогул", "Зырянин", "Марсята", "Остяк", "Пермяк", "Самоед", "Черемис" и "Якут".

 

Договор с лоцманом.
Материал предоставлен Государственным автономным учреждением культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» по оплаченному договору № 191/д от 25 марта 2025 г.

(в квадратных скобках - вписанный вручную текст).

Тысяча восемьсот девяносто [седьмого] года [сентября двадцать девятого] дня, я, нижеподписавшийся [крестьянин Вятской губернии, Орловского уезда, Истобенской волости, села Истобенского Александр Прохорович Веретенников]
и управление пароходством Богословского Горнозаводского Общества заключили между собой настоящий договор о нижеследующем, а именно я, [Веретенников] нанялся, условился и договорился за прописанную ниже плату в навигацию 189[8] года, т.е. с [десятого] Марта до окончания навигации исполнять должность лоцмана на одном из пароходов, принадлежащих Управлению пароходства Богословского Горнозаводского Общества, на который я этим Управлением и буду назначен. К исполнению должности лоцмана явиться я, [Веретенников] должен в г. Тюмень непременно к [десятому] марта 189[8] года и, по явке до открытия навигации причисляюсь к зимующему каравану, где и обязываюсь исполнять все работы, какие будут мне поручены по снаряжению пароходов к навигации, Гг. распорядителями пароходства или их доверенными. По открытию же навигации поступаю на пароход, по назначению Управления пароходством или его доверенных, где и исполняю должность лоцмана по силе законов о купеческом водоходстве. При этом, я, [Веретенников,] обязываюсь знать хорошо фарватер рек, по которым я, [Веретенников,] нанялся служить лоцманом; прилагать все силы и старания к счастливому плаванию, сколько от трудов моих зависит и к сохранению и спасению парохода, груза или товара; вести себя трезво, повиноваться Гг. распорядителям Управления пароходства и их доверенным и исполнять беспрекословно все их приказания, от должности своей не отрекаться, ни днем, ни ночью, также и с парохода без дозволения капитана или его помощника, ни под каким видом самовольно не сходить и самовольно не отлучаться; во время вахты быть постоянно вместе со штурвальными у штурвала, указывая, помогая им и в тоже время приучая их к исполнению обязанности лоцмана. За неявку к назначенному сроку в контракте, самовольное оставление вверенного мне парохода или баржи, за остановку каравана по моей медленности, неумышленное повреждение парохода или баржи, ослушание, грубость, пьянство, буйство, игру в карты, кости и проч. и вообще за неисправное исполнение обязанности лоцмана, упущение или нерадение по своей должности, я, [Веретенников,] подвергаюсь наказанию по Уставу о Нак. нал. Мир. Суд, (ст. 79), а за умышленное причинение вреда пароходу или барже, потоплению их, набег на камень, мель и берег; наказанию по Улож. о Нак. ст. 1088, 1619, 1620 и сверх этого наказания причиненной пароходу, барже, товару или грузу вред, убыток или ущерб, я, [Веретенников] обязан уплатить сполна. По окончании навигации, пароход и баржи поставить по указанию доверенных Управления на места удобные для зимовки, убрать снасти и припасы и лишь только по исполнению всего этого я, [Веретенников,] могу просить себе расчет. Если же я, [Веретенников,] по распоряжению гг. распорядителей пароходства или их доверенных, буду переводиться с парохода на пароход, то обязан это распоряжение исполнять без отговорочно. До окончания срока найма просить расчета права не имею, Управление же или его гг. распорядители, доверенные, могут расчитать меня во всякое время; за грубость, леность, пьянство, не исполнение сего условия, неисправность по моей обязанности, или незнание ее. Причем если, от этого увольнения моего Управление потерпит убытки я, [Веретенников,] обязан отвечать за них пред Управлением и без прекословно полностью возвратить полученный мною [Веретенниковым,] задаток. Расчет жалования делается помесячно из получающего мною оклада за навигацию, считая началом срока служения выход парохода, на котором я, [Веретенников,] буду поставлен, а окончанием день моего увольнения. В число об условленного мне жалования я, [Веретенников,] имею право при заключении сего договора получить задаток [в количестве ста (100) рублей]. Для записи получаемого мною жалования мне, [Веретенникову,] должна быть выдана Управлением книжка, которую я должен береч, вслучае же утраты или потери ее, подчиняюсь рассчету Управления по его документам. Если же я, [Веретенников,] почему либо в назначенный с сем договоре срок к исполнению своей должности не явлюсь, сверх наказания по Уставу о Нак. нал. Мир. Суд. (ст. 79), плачу Управлению неустойку 50 руб. и Управление имеет полное право вместо меня, [Веретенникова] нанять другого, хотя бы и с передачей цены, какову передачу, а также и полученный мною [Веретенниковым] задаток я, [Веретенников,] должен заплатить Управлению наличными деньгами сполна не доводя до судебного разбирательства, в случае же не уплаты денег ответствую смоим движимым и не движимым имением. Проезд от места моего жительства до [Тюмени] и обратно я, [Веретенников,] должен совершить на свой счет, если же пароход при окончании навигации зазимует не в [Тюмени]; то проезд до [Тюмени] должен быть за счет Управления. На изложенных выше условиях Управление пароходством Богословского Горнозаводского Общества принимает его, [Веретенникова,] на службу лоцманом и за его, [Веретенникова] исправную службу, точчное, верное исполнение, прописанных в сем договоре условий платить ему, [Веретенникову] за навигацию 189[8] г. [девятьсот (900) рублей] жалования, содержание же он, [Веретенников,] должен иметь свое. Для записки получаемого жалования и взятого им, [Веретенниковым,] задатка Управление выдает ему [Веретенникову] надлежащую книжку. Договор этот совершен добровольно и не принужденно и он должен быть точно исполнен и храним свято и не нарушимо.

Дальше следуют росписи:

 

ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Веретенников Александр Прохорович (23.08.1850 - дата рождения) есть в Посемейном списке жителей села Истобенского (1874 г.)
жена - Надежда Евдокимовна
сыновья:
Дмитрий
Николай
Александр
Иван
дочь - Александра

  

Примеры договоров с водоливами и матросами, которые заключали истобяне с Управлением 

(перечень самих истобян приведен в статье "Истобяне - работники речного транспорта").
Материал предоставлен ГАУК ТО "Тюменское музейно-просветительное объединение" по оплаченному договору № 848 от 29.09.2022.
(в квадратных скобках - вписанный вручную текст).

 

Договора с водоливами.

Тюмень. Тысяча восемьсот девяносто [второго] года [Октября семнадцатого] дня. Мы, нижеподписавшиеся, Управление Богословским Горным Округом Супруги Статс-Секретаря Н. М. Половцовой [и крестьянин Вятской губернии Орловскаго уезда Истобенской волости Яков Лукоянов Еремин и той же губернии, уезда и волости Яков Леонтьев Целищев] заключили настоящий договор о нижеследующем:
1) [мы Еремин и Целищев] принима[ем] на себя обязанности [водоливов] на барж[ах] вышеозначенного Управлеия в течении навигации будущаго тысяча восемьсот девяносто [третьяго] года и, для этого обязыва[емся] явиться в Тюмень (Тобольская губерния) [к первому Марта 1893].
2) При снаряжении судов Управления к навигации [1893] года долж[ны] исполнять все работы, какия будут поручены [нам] Управлением и его доверенными, с открытием-же этой навигации [мы] обязан[ы] поступить на барж[и], по указанию Управления или их доверенных, и во все время служения, впредь до полных заморозов, находиться в совершенном повиновении и распоряжении Управления, их доверенных и командиров пароходов с их помощниками.
3) При поступлении на барж[и], на котор[ые] буд[ем] назначен[ы] [Еремин и Целищев] должн[ы] принять на свою полную ответственность все имущество и материалы, какие будут там находиться по инвентарн[ой] книг[е] и, по окончании навигации, сдать это все в целостии и сохранности Управлению или его доверенным. За повреждение и потерю этих вещей [мы] отвеча[ем] своим жалованием, которое, в таком случае, Управление имеет право удержать у [нас], по собственной их оценке потеряннаго и поврежденнаго [нами] имущества, и всяким своим имением. Если бы в течении навигациии, случилось [нам] сдать что-ибо из принятого баржоваго имущества на другие суда и баржи Управлениия, то [мы] долж[ны] иметь расписку от тех лиц, которым вещи будут сданы.
4) Во все время навигации, с открытия и до полнаго ея окончания, [мы] долж[ны]
во 1-х находиться безотлучно на поручен[ной] барж[е] и оберегать [ее] от всяких несчастий, отлучаться с барж[и] мо[жем] только с позволения Управления или его доверенных,
во 2-х грузить поручен[ныя] барж[ы] всякими товарами, по приказанию Управления и его доверенных, разгружать и сдавать принятое кому будет приказано.
За целость и сохранность груза на барж[ах] отвеч[аем] своим жалованием и всяким своим имением также, как указано в п. 3-м сего договора об ответственности [нашей] за потерю и повредение баржаваго имущества.
5) Во все время служения своего у Управления [мы] долж[ны] вести себя прилично, за пьянство, грубость и нерадение, усмотренное Управлением или его доверенными, [мы] подверга[ем] штрафу: за первое - в [пять] рублей и за последнее - в [десять] рублей за каждый раз. Штраф этот вычитается из [нашего] жалования. До истечения означенного в 1-м п. сего контракта срока [мы] не име[ем] права отказываться от служения у Управления, оно же может уволить [нас] во всякое время, по усмотрению своему, вслучае нерадиваго или неточнаго исполнения этого договора с [нашей] стороны.
6) Управление обязано платить [нам], за исполнение вышеизложенных обязанностей, [Еремину трудцать восемь, а Целищеву двадцать пять] рублей в месяц, считая с [перваго Марта 1893] по [окончании навигации того же] года. В счет этой суммы может быть выдан задаток, по усмотрению Управения, с роспиской получателя на этом договоре. Жалованье платится по мере заслуги, при чем [мы] забирать вперед не мо[жем].
7) Вслучае, когда поручен[ыя] барж[и] зазиму[ют] не в Тюмени, Управление принимает проезд [нам] с места зимовки до Тюмени, на свой счет.
8) Расчет [наш] с Управлением записывается в выданных [нам] из конторы Управления расчетны[е] лист[ы], которы[е] долж[ны] хранить бережно. Вслучае утери лист[а], расчет производится по книгам конторы и тогда [мы] не име[ем] права ничего возражать против такого расчета.
9) Контракт этот с обоих сторон обязываемся хранить свято и ненарушимо.
[В задаток получили при заключении сего договора Еремин тридцать восемь, а Целищев двадцать пять руб. Управляющий Конторы пароходства Андрей Феликсович Крылиановский]
[К сему Контракту Подписуюсь Крестьянин Яков Лукьянович Еремин и Крестьянин Яков Леонтев Целищев]
[1892 года, Ноября 6 дня, Контракт Этот в городе Тюмени, у Маклерских дел явисил и подпишил; Управляющий Конторой пароходства, Андреем Феликсовичем Крылиановским и крестьянами: Яковом Лукьяновым Ереминым и Яковом Леонтьевым Целищевым в актовую книгу 1892 года, под № 182, записан дела(?) города, два рубли, по...(?) ув...ки(?) получены, в том подписал свом и применением установленной печати свидетельствует сверху напи...(7) Л...(?) тому верить.]
[Публичный маклер Яков Махинсон(?)].

pasport

 

Договора с матросами.
В документе ошибка - после пункта 12 идет пункт 14. Может быть из-за суеверия пропущена "чертова дюжина".

[Село Истобенское] Тысяча восемьсот девяносто [седьмого] года [Декабря 12-го] дня. Мы, нижеподписавшиеся
[крестьяне Вятской губернии Истобенской волости Павел Варламов Пленков, Александр Кондратьев Глушков, Иван Прокопьев Стойлов, Димитрий Николаев Крысов, Петр Иванов Крысов, Андрей Епифанов Крысов, Михаил Андреев Коржавин, Григорий Федоров Смирнов, Александр Никитин Целищев, Яков Димитриев Целищев, Андрей Федоров Тулакин]
и Управление пароходством Богословского Горнозаводскаго Общества заключили между собой настоящий договор в нижеследующем:
1) Мы, [Павел Пленков, Александр Глушков, Иван Стойлов, Димитрий Крысов, Петр Крысов, Андрей Крысов, Михаил Коржавин, Григорий Смирнов, Александр Целищев, Яков Целищев, Андрей Тулакин] нанялись, условились и договорились за прописанную ниже плату в напигацию 189[8] года, т.е. [с 16-го] Марта этого года до окончания навигации, до полных заморозков, исполнять должность матросов на пароходах и баржах принадлежащих Управлению и для этого мы обязываемся явиться в Тюмень, в контору Управления, напременно к означенному выше числу [16-го Марта] месяца будущаго года; при снаряжении пароходов и барж к навигации исполнять всякия работы, по указанию капитанов пароходов и доверенных Управления; а с открытием навигации поступить матросами на пароходы или баржи Управления, по указанию его доверенных.
2) Во время пути на пароходах и баржах мы, [выше упомянутые] должны грузить и выгружать товары и дрова со всевозможною поспешностию, держать вахту и караул днем и ночью, по очереди с другими и по назначению распорядителей парохода или баржи, наблюдать за безопасностью от огня, и вообще исполнять все приказания и быть в полном повиновении капитанов пароходов с их помощниками, машинистов, лоцманов, водоливов и доверенных Управления. Если во время нашего караула или вахты сгорит что-нибудь, будет утеряно или украдено, по нерадению нашему или не осторожности, то мы ответствуем за сгоревшее, потерянное и украденное своим жалованием и всяким другим движимым и не движимым своим имением.
3) В случае какого-либо несчастия, подвергающаго пароход или баржу опасности, мы обязаны принимать всевозможные меры к спасению судна и находящегося на нем груза.
4) Во время стоянки у пристаней мы ни в каком случае не имеем права отказываться от работ на пристанях, как-то: подборки зерна, чистки пристаней, покрытия табаров и других мелких работ.
5) При окончании навигации и при постановке судов на зимовку мы должны убрать все судовыя снасти и припасы.
6) Во время служения своего у Управления мы должны вести себя честно и трезво, без дозволения доверенных Управления ни куда не отлучаться, в карты, орлянку и другие азартные игры не играть, табаку кроме кухни ни где не курить, к пассажирам относится вежливо и предупредительно, отнюдь не требуя с них ни каких денежных благодарностей. За не исполнение всего этого, как и вообще за каждый проступок, нарушающий условия этого договора, Управление или его доверенные могут подвергнуть нас штрафу от одного до трех рублей за каждый раз.

7) Мы, [ниже подписавшиеся] оставить службу у Управления до окончания срока служения, права не имеем, Управление же или его доверенные могут, разсчитать каждаго из нас в отдельности или всех вместе, во всякое время,
а) за грубость, леность, пьянство, не исполнение условий этого договора и
б) если пароход, или баржа, на которой мы служим, прекратит по каким либо причинам рейсировку ранее срока нашего найма.
Когда же в следствии разсчета кого либо из нас по пункту а, Управление потерпит убытки от увольнения неисправнаго, то мы обязаны отвечать за него пред Управлением. Во всяком случае днем окончания разсчета должен служить день увольнения нас от службы, но не день получения паспорта.

8) За исправную нашу службу Управление обязывается производить нам жалованье [в месяц] по [десяти] рублей в месяц, на собственном нашем содержании.
9) Выдаваемое жалованье записывается в выданную каждому из нас конторою Управления разсчетную книжку, в которой помещены и правила для служащих у Управления. Книжки эти должны нами храниться бережно, в случае потери, потерявший должен безпрекословно подчиняться разсчету по документам конторы.
10) Кроме упомянутаго в пункте 8-м жалованья [деяти рублей] в месяц мы имеем получить по окончании навигации добавочные по [два] рубля за каждый месяц, но если будем уволены за не исполнение этого договора или проступки, означенные в пункте 7-м; то лишаемся этих добавочных денег. При заключении этого договора получили в задаток, в счет жалованья за службу, каждый поразнь [по двадцать пять рублей]
11) Проезд из [Истобенска] до Тюмени [или Богословска] и обратно должен быть на наш счет, но если пароход и баржи зимуют дальше Тюмени [или Богословска], то проезд до Тюмени на счет Управления.
12) Если же мы будем уволены Управлением или его доверенными за проступки и не исполнение сего условия, то не имеем права требовать отправки за счет Управления до г. Тюмени, а должны отправляться на свой счет и удовольствоваться выданными нам от Управления пароходства удостоверениями с паспортов, хранящихся при документах главной конторы пароходства, которая и обязана паспорта эти выслать нам по указанному нами адресу.
14) Сверх получаемаго нами жалованья мы имеем получать дополнительныя вознаграждения; за погрузку дров с берега на пароход и баржи и за перегрузку товаров с судов на берег, с берега на суда и с судов на суда в следующем размере: за погрузку дров с сажени по 25 коп., а за перегрузку и выгрузку железных произведений и тяжестей 7 р. с 1000 пуд., хлеба и других товаров 5 р. с 1000 п., за перегрузку товаров из баржи в баржу тех же наименований; 6 и 4 руб. с 1000 пуд. Причитающиеся за эту работу деньги поступают в пользу всех тех матросов, которые исполняли ея, распределение же между собою заработанных денег производится нами, матросами.
15) За все вышепрописанное в договоре отвечаем круговой нашей порукой.

16) На изложенных выше условиях Управление пароходством Богословскаго Горнозаводскаго Общества, принимает их
[Павла Пленкова, Александра Глушкова, Ивана Стойлова, Димитрия Крысова, Петра Крысова, Андрея Крысова, Михаила Коржавина, Григория Смирнова, Александра Целищева, Якова Целищева, Андрея Тулакина]
на службу матросами. Договор этотсовершен добровольно и не принужденно и он должен быть точно исполнен свято и не рушимо.
[17) Окончание навигации считается постановка судна на зимовку, хотя это было0бы и ранее рекостава.]
[Доверенный Пароходства Богословского Горнозаводского Общества Иван Прокопьев Амбросов.]
[К сему договору под...ется и зад... деньги по двадцати пяти рублей получили: Александр Кондратьев Глушков, Иван Прокопьев Стойлов, Димитрий Николаев Крысов, Петр Иванов Крысов, Михаил Андреев Коржавин, Григорий Федоров Смирнов, Яков Димитриев Целищев, Андрей Федоров Тулакин]
[Неграмотные Павел Варламов Пленков, Андрей Епифанов Крысов, Александр Никитин Целищев, за коих по доверию расписался Яков Димитриев Целищев]
[Настоящий договор в присутствии Истобенскаго волостнога правления Орловскаго уезда Вятской губернии за подрядившимися лицами подписан правильно грамотными своеручно, а вместо неграмотных поих личному доверию Яковом Димитриевым Целищевым и податочные деньги ими получены. В том Истобенское Волостное Правление и свиетельствует надлежащим подписом и приложением казенной печати. Декабря 12 дня 1897 года.]
[Истобенский волостной старшина Гудин]
[Писарь Колупаев].

pasport

 

Пароход "Богословец" на реке Тавда впадающей в Тобол.

pasport

 

Контора пароходства.

pasport


Copyright © 2011,2012 ZSE Software Inc.

Free counters!