Система самоуправления в Вятской губернии.
- Подробности
- Опубликовано 22.05.2020 19:15
В первые годы царствования императора Александра II правительство было занято подготовкою реформы по освобождению крестьян. За нею последовала реформа местного управления, причем император Александр II остался верен принципам, задачей его было "по возможности полное и последовательное развитие начал местного самоуправления", совершенным отделением суда от администрации. На этих началах состоялись реформы, земская и городская.
1 января 1864 года было принято "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Его предполагалось ввести в 33 губерниях, а в дальнейшем распространить действие на все оставшиеся территории. В систему земских учреждений входили:
- Земские избирательные съезды, задача которых ограничивалась избранием один раз в три года земских гласных (т.е. выборных членов городских собраний);
- Земские собрания;
- Земские управы.
Земские избирательные съезды являлись первым элементом системы земских учреждений.
Выборы в земские учреждения проводились на трех избирательных съездах – от трех избирательных курий (особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам). Курии были следующие:
- уездных землевладельцев – состояла в основном из дворян-помещиков.
- городская – в ней участвовали лица с купеческими свидетельствами, владельцы торгово-промышленных заведений с оборотом не менее 6 тысяч рублей в год и определенным объемом недвижимости;
- сельская – крестьяне, собравшиеся на волостной сход, назначали своих выборщиков и посылали их на собрание, которое избирало земских гласных (в уездное земское собрание).
Земские собрания – второй элемент системы земских учреждений. Земское собрание избиралось один раз в три года, собиралось регулярно раз в год, но если возникали чрезвычайные обстоятельства, то чаще. Председателем земского собрания, как правило, становился предводитель дворянства.
Уездные земские собрания находились в определенной зависимости от губернских.
В 1870 году в городах России появились исполнительные органы земств – управы и думы – и местные вопросы стали решать уже они.
Губернская земская управа состояла из председателя и шести членов, избираемых губернским собранием сроком на три года. Кандидатура председателя губернской управы утверждалась министром внутренних дел.
Уездная земская управа состояла из председателя и двух членов, избираемых уездным собранием также сроком также на три года. Кандидатура председателя утверждалась губернатором.
Волостное правление — коллегиальный орган из выборных должностных лиц, управляющий волостью, административной единицей крестьянского самоуправления в Российской империи.
Волостное правление не избиралось, а было собранием лиц, персонально выбранных на свои должности. Правление состояло из волостного старшины и всех сельских старост волости, а также сборщиков податей — помощников старшины.
Ведению волостного правления подлежал весьма ограниченный круг дел:
- производство, из волостных сумм, всякого рода денежных расходов, уже утверждённых волостным сходом;
- принятие на работу и увольнение наемных волостных должностных лиц;
- продажа имущества крестьян по искам и требованиям, если это не входит в обязанности других инстанций.
Волостное правление выполняло некоторые упрощенные нотариальные функции, а именно вело книгу договоров, куда крестьяне могли в добровольном порядке заносить сделки между собой на сумму не более 300 рублей, а также регистрировало завещания крестьян.
Волостные правления в описанном виде были учреждены "Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 года.
Сельский сход — орган крестьянского самоуправления со 2-й половины XIX — начале XX веков.
Объединял всех крестьян-домохозяев, составлявших сельское общество, избирал сельского старосту и других должностных лиц. Обладал судебно-полицейской властью. Долговременно отсутствующие крестьяне могли передавать своё право голоса другому лицу.
Ведению сельского схода подлежали:
- выборы сельского старосты и других должностных лиц (если они имелись).
- замещение должностей десятских и сотских (местные чины полиции, содержимые за счёт крестьян), до 1903 года.
- все дела, относящиеся к общинному пользованию мирской землёй: передел земель, выделение земель в частную собственность, определение правил пользования общими землями, продажа и покупка обществом земли и т. д.
- раскладка между крестьянами земских и государственных сборов.
- установление и раскладка мирских сборов в пользу самих обществ.
- исключение из крестьянских обществ тех, чье пребывание угрожает местному благосостоянию и безопасности;
- увольнение из общества и прием новых членов.
- разрешение семейных разделов.
- управление общественными продовольственными капиталами и хлебными запасами.
Постановления сельского схода требовали большинства голосов. Особо важные постановления (продажа и покупка общинной земли, переход от общинного пользования землёй к участковому или подворному, передел земли) требовали двух третей голосов.
Александр II - единственный реформатор в истории России, который много сделал для народа.
В земском собрании.
В волостном правлении.
Социальный состав гласных Орловского уездного земского собрания:
- дворяне и чиновники - 8,3%
- духовенство - 33,3%
- купцы - 8,3%
- крестьяне - 50,1%
В зале заседаний Вятского губернского собрания.
Знак сельского старосты Вятской губернии.
ПРИМЕЧАНИЕ. Использованы материалы - Наумова Т.С. История становления местного самоуправления в России. 2016 г.