Культура
Сведения об уровне культуры жителей села.
1898 год. Туманные картины.
- Подробности
- Опубликовано 17.08.2020 15:20
Орловскому уездному земскому собранию XXXII очередной сессии 1898 года Орловской уездной земской управы
ДОКЛАД о народных чтениях с туманными картинами.
Народныя чтения с туманными картинами в 1897-98 учебном году велись в следующих 15 пунктах Орловскаго уезда: в г. Орлове (открыты в сентябре 1897 года), в с. Верхошижемье (в сентябре), в с. Шалегове (с декабря), в с Спасоталицком (с сентября) в с. Камешницкои (с ноября), в с. Кленовицком (с октября), в с. Верховине (с ноября), в с. Русанове (с октября), в с. Пищальском (с февраля), в с. Истобенском (с ноября), в с. Подрельском (с декабря), в с. Тохтине (с февраля 1898 г), в с. Боровице (с ноября), в с. Среднеивкинском (с октября), в с. Пустошенском (с февраля 1898 г.).
В г. Орлове чтения велись при непосредственном участии учителей городского училища и местных священников, под руководством и ответственностью председателя Орловскаго отделения епархиальнаго училищнаго совета, протоиерея о. Иоанна Романова, а с февраля 1898 года чтениями руководил председатель того же отделения, архимандрит Нифонт. Во всех остальных пунктах чтения велись под ответственностью священников-законоучителей, при участии преподавателей начальных училищ и других лиц.
В селах Шалеговском, Камешницком и Пустошенском чтения велись на основании правил ВЫСОЧАЙШЕ утвержденнаго положения комитета министров 11 октября 1894 года, а в остальных пунктах чтения велись на оснований § 6 правил 28 мая 1888 г. положения об уездных отделениях епархиальных училищных советов, В селах Кленовицком, Пищальском и Боровицком народныя чтения были вновь открыты в отчетном году, а в остальных пунктах чтения велись во второй и третий год.
В г. Орлове чтения происходили в зале Орловскаго городского двухкласснаго училища. Публики, состоящей преимущественно из детей школьнаго возраста, собиралось до 200 и более человек; всего в Орлове было чтений до 20.
В с. Верхошижемье было 22 чтения, при чем публики собиралось от 20 до 70 человек.
В с. Шалегове было 14 чтений; слушателей на чтениях перебывало за все время до 700 человек.
В с. Спасоталицком было 16 чтений; публики собиралось от 30 до 200 человек.
В с. Камешницком было 8 чтений; публики собиралось от 100 до 150 человек
В с. Кленовицком было 11 чтений, привлекавших публики от 10 до 100 человек.
В с. Верховине было 8 чтений; собиралось от 100 до 250 и более человек.
В с. Русанове было 7 чтений, на каждом от 50 до 350 человек.
В с. Пищальском было 6 чтений, на которыя собиралось слушателей от 100 до 500 человек.
В с. Истобенском было 7 чтений; публики собиралось от 120 до 250 человек.
В с. Подрелье было 6 чтений; на чтениях бывало от 100 до 140 человек
В с. Тохтине было 6 чтений; публики бывало от 30 до 40 человек.
В с. Боровице было чтений до 5-ти; публики, кроме учащихся, собиралось от 30 до 50 человек.
В с. Средно-Ивкинском было чтений до 15-ти; публики собиралось человек до 70 или менее, а иногда и более.
В с. Пустошах было 5 чтений; всего за время чтений перебывало публики до 800 человек.
Во всех вышеупомянутых селах, исключая Истобенскаго, чтения происходили в помещениях земских училищ. В с. Истобенском повещением для чтений служило здание волостного правления.
Кроме перечисленных пунктов чтения велись при училищах Хоробровицком и Горшатском; чтения имели характер объяснения картин и велись исключительно для учеников означенных училищ. Картинами для народных чтений пользовалась контора пароходства Булычева в затоне Иловатке; последняя предоставляла управе право пользования собственными картинами. Все лица принимали участие в ведения народных чтений безвозмездно, а поэтому, по мнению управы, земскому собранию следовало бы выразить благодарность этим лицам.
С 1898-99 учебнаго года уездная управа предполагает открыть народныя чтения в следующих пунктах: в селах Слудке, Березове, Великой Реке, Чудинове, Быстрице, Коршике, Зашижемье и Верходворье. В отчетном году в распоряжении управы было 5 волшебных фонарей губернскаго земства и 7 уезднаго земства.
Световыя картины для чтений в отчетном году высылались по примеру прошлаго года из губернской управы. В отчетном году были получены следующия серии картин: св. Стефан Пермский, смутное время на Руси, царствование Алексея Михайловича, покорение Сибири, Петр Великий, отчего происходит дождь и снег, о том какого вода земля, езда на животных, стихотворения Пушкина (7) и Лермонтова (1), о тепле и воздухе; от прошлаго года имелись следующия серии: русские богомольцы в Св. земле чтение I, II и III.
Кроме того в распоряжении уездной управы были следующия собственныя серии раскрашенных картин на стекле: священная история новаго завета, священная история ветхаго завета, портреты русских государей, царей и писателей. Также в распоряжении управы были еще следующия, вновь выписанныя в отчетном году, серии картин на стекловидной бумаге; жизнь Господа нашего Иисуса Христа, Екатерина Великая, Петр Великий, беседы по пчеловодству, преемники Петра Великаго.
В отчетном году приобретено 3 волшебных фонаря из магазина Трындина на сумму 102 руб. и картин на сумму 160 руб. 65 коп. Кроме того еще заготовлено материи для штор и полотна для экранов на 23 руб. 6 коп. Перечень картин, выписанные уездною управою в отчетном году, при сем прилагается.
В общем население относилось сочувственно к народным чтениям и интересовалось ими. Но надо заметить, что чтения могли бы иметь больший успех, если бы в распоряжении управы имелось больше серий световых картин и штор, в чем замечается сильный недостаток.
Прошлогоднее очередное земское собрание ассигновало на приобретение принадлежностей для устройства народных чтений 200 руб., каковые управа и израсходовала.
Докладывая о вышеизложенном, уездная управа покорнейше просит земское собрание ассигновать на 1899 год в ея распоряжение прежний кредит в 200 руб. на приобретение фонарей и световых картин для них.
Подлинный за надлежащим подписом.
С подлинным верно: секретарь Орловской земской управы К. Матвеев.
СПИСОК серий световых картин, приобретенных уездною управою в 1897-98 году.
На стекловидной бумаге — нераскрашенныя:
1) Жизнь Господа нашего Иисуса Христа - 10
2) Беседы по пчеловодству - 38 —
3) О Петре Великом - 42
4) О преемниках Петра Великаго - 20
5) Екатерина Великая - 20
6) О вреде пьянства (раскрашенныя картины) - 8
Серии раскрашенныя — на стекле:
7) Чему учил людей Господь наш Иисус Христос - 15
8) Гонения на христиан и св. мученики - 12
9) Алексий, Божий человек - 6
10) Первые русские князья - 12
11) Освобождение Москвы от поляков - 11
12) О неподвижных звездах и планетах - 10
13) О кометах и падающих звездах - 7
14) О Голландии и голландцах - 15
15) Колумб - 12
16) Стихотворения Некрасова - 12
17) Стихотворения Никитина - 5
18) Сказ об Илье Муромце - 10
19) Зимовье на студеной - 4
20) Жанна д’Арк - 10
21) Как поддерживается жизнь человека - 15
Всего - 294 картин.
Подлинный за надлежащим подписом.
С подлинным верно: секретарь Орловской земской управы К. Матвеев.
1899 год. О народных чтениях с туманными картинами.
- Подробности
- Опубликовано 03.09.2020 15:59
Орловскому уездному земскому собранию XXXIII очередной сессии 1899 г.
Орловской уездной земской управы
ДОКЛАД о народных чтениях с туманными картинами.
Народные чтения с туманнными картинами в 1898-99 учебном году велись в следующих 16 пунктах Орловскаго уезда: в г. Орлове, в селах: Колковском, Истобенском, Шалеговском, Пустошенском, Пищальском, Спасоталицком, Камешницком, Кленовицком, Верховском, Боровицком, Порлельском, Касинском, Ивкинском, Тохтинском и Верхолиповском.
...
В с. Истобенском было 11 чтений, на которыя собиралось публики от 60 до 160 человек. Чтениями заведовал священник о. Василий Сушков.
...
Во всех перечисленных 15 селах чтения производили в училищных помещениях или в помещениях волостных правлений и велись местными священниками. Все священники заведующие чтениями, а также местные учителя и учительницы несли труд по ведению чтений безмозмездно.
1899 год. О бесплатных народных библиотеках.
- Подробности
- Опубликовано 21.09.2020 13:07
Орловскому уездному земскому собранию XXXIII очередной сессий 1899 года.
Орловской уездной земской управы
ДОКЛАД о безплатных народных библиотеках.
Данныя о бывших и вновь открытых библиотеках в Орловском уезде.
Народная школа, даже при лучшей ея постановке, дает населению, кроме более или менее твердых основ религиозно-нравственнаго православнаго вероучения, - умение считать, писать, читать и понимать прочитанное; последнему помогают некоторыя начальныя знания. Сообщаемыя попутно при обучении чтению в школе. Но эти навыки и некоторое умственное развитие, даваемое школою, не составляют еще знаний, а открывают только доступ к его приобретению. Чтобы приобрести знания, нужна школа с более расширенною программою, которых у нас пока почти вовсе нет и едва ли еще скоро настанет время, когда такия школы будут доступны для большинства населения. Но есть и другой вполне доступный и в настоящее время путь для приобретения грамотными необходимых для них, знаний. Этот путь - доступность для населения пользоваться книгою. Книга закрепляет приобретенныя в школе знании и делает доступным для населения всю сумму их, которую накопило человечество в течение тысячелетий-
В книге же грамотный человек может почерпнуть и те прикладныя знания, которыя помогут ему с большею производительностию применять свой труд и свои силы; та же книга даст ему во всякое время совет и по вопросам, которые возникают и при обыденной работе пахаря или ремесленника. В книге же грамотный человек найдет разяснение тех духовно-нравственных запросов, которыя у него возникают, а также укрепит и уяснит те начала нашего православнаго христианскаго учения, с которыми знакомит его народная школа.
Орловское земство, поставившее на первый план своей деятельности заботу о народном просвещении населения, ясно сознало значение книги для расширения знаний, приобретенных в народной школе и отсюда вытекали его заботы об учреждении в уезде народных библиотек.
Первыя библиотеки в Орловском уезде, были открыты в 1888 году при училищах Великорецком и Верхошижемском. Опыт перваго же года показал несомненную пользу библиотек, так как число читателей в первый год существования их достигло до 472, а в следующий увеличилось до 577, взявших в течение года 4063 книги. Имея эти данныя, фактически указывающия на необходимость книги для деревни, земство рядом последующих постановлений продолжало дело открытия библиотек в уезде: в 1892 году были открыты четыре библиотеки при училищах — Быстрицком и Истобенском мужских, Верхоивкинском и Кленовицком; в 1895 году при пяти училищах: Боровицком, Коршинском, Шалеговском, Пищальском мужском и Орловском и, наконец, 27 библиотек в текущем 1899 году, частию в мае, частию в сентябре (20 библиотек) месяцах, при училищах: Адышевском, Березовском, Верховском, Верходворском, Верхошижемском, Верхораменском, Воскресенском, Гороховском, Желтопесковском, Зашижемском, Илгансвом, Камешницком, Касинском, Колковском, Козьмодемьянском, Монастырском, Полонском, Пустошенском, Пышакском, Подрельском мужском, Русаковском, Слудском, Соловецком, Суводском, Спасоталицком мужском, Тохтинском и Чудиновском.
В то же время на помощь уездному земству в деле организации народных библиотек выступили С.-Петербургский комитет грамотности и губернское земство.
Первый в 1897 году выслал в уездную управу книг для четырех библиотек, для каждой на сумму приблизительно 100 рублей, с тем условием, чтобы библиотеки были открыты не при училищах, а в особых приспособленных для них помещениях, где публика могла бы не только получать на дом книги для чтения, но и читать их тут же.
Три из этих библиотек открыты были при волостных правлениях — Верхошижемском, Посадском и Коврижском, где местныя волостныя общества отвели безплатно под библиотеки особыя комнаты в помещениях волостных правлений. Четвертую библиотеку комитета грамотности предположено было открыть при волостном правлении в селе Спасоталицком, но впоследствии в этом селе решено, было открыть библиотеку на средства губернскаго земства в память бывшаго председателя губернской управы А. П. Батуева, а комитетскую библиотеку открыть в другом каком-нибудь пункте уезда. Еще более существенную помощь в этом деле оказало губернское земство. По мысли покойнаго председателя губернской управы А. П. Батуева, оно в 1894 году открыло в каждом сельском обществе небольшия библиотечки, существующия в настоящее время под названием "пятирублевых", так как первоначальный комплект книг для каждой из них был подобран в пять рублей; библиотечки эти с каждым годом пополняются, так что название "пятирублевыя" в настоящее время к ним уже не приложимо. Следующая помощь по организации библиотек со стороны губернскаго земства быд ассигновка на открытие одиннадцати библиотек, по одной в каждый уезд, в память покойнаго Батуева. Наконец, очередное губернское земское собрание 1897 года, отпустив надлежащий кредит, постановило выдавать при известный условиях пособие по 100 рублей единовременно и по 25 руб. ежегодно каждой вновь учреждаемой народной библиотеке. Таким пособием между прочим воспользовалось и уездное земство на открытыя в текущем году 27 библиотек, на которыя губернским собранием сессии 1898 года ассигновано 2700 рублей единовременно на учреждение их и по 675 руб. ежегодно на пополнение и содержание их.
...
Помимо перечисленных библиотек, в Орловском уезде имеются еще библиотеки: в с. Истобенском, содержимая на средства Истобенскаго общества трезвости; небольшая частная библиотека-читальня при чайной в с. Русанове и частная же врача Сычугова в селе Верховском; последняя передается ныне в ведение земства, о чем будет доложено ниже. С открытием же библиотеки имени Батуева, устав которой послан на утверждение в мае месяце сего года, и библиотеки комитета грамотности, открытие коих, можно полагать, последует в непродолжительном времени, в Орловском уезде будет всего 47 народных публичных библиотек, не считая 268 находящихся в сельских обществах и пятирублевых библиотечек губернскаго земства.
...
Деятельность 11 земских библиотек и 3-х библиотек общества грамотности, существовавших полный отчетный год, видна из прилагаемаго при сем отчета о них. Все эти библиотеки в текущем году значительно пополнены книгами, помимо ежегодно выписываемых периодических изданий, из коих получаются каждой библиотекой ежегодныя газеты "Русское Слово", еженедельные журналы — "Нива", "Вокруг Света", "Паломник", "Будьте здоровы" и ежемесячные - "Детское чтение" и "Читальня народной школы".
Книг для пополнения выслано:
В Истобенскую библиотеку.
Названий - 59
Томов - 88
На сумму - 49 руб. 67 коп.
...
Для вновь открытых в нынешнем году 27 библиотек, по составленным ранее спискам, пока получено и розослано книг в каждую по 180 названий в 230 томах на сумму 92 руб. 29 к., всего в 27 библиотек на 2491 руб. 83 коп.
Подробный список выписанных для этих библиотек книг прилагается при этом докладе.
При этом управа считает уместным доложить земскому собранию, что издатель журнала "Нива" А. Ф. Маркс при выписке управой издаваемаго им журнала за прошедшие года для 27 новых библиотек, отказался дополучить за них с управы 60 рублей, жертвуя эту сумму на библиотеки Орловскаго уезда.
...
Как и в предыдущие годы, наибольшим спросом, по отзывам заведующих библиотеками, пользовались периодическия издания (журналы: "Детское чтение", "Паломник", "Вокруг света", "Нива“, "Читальня народной школы" и приложения к ним). Книги читают попрежнему более духовно-нравственнаго и беллетристическаго содержания, за ними следуют книги историческаго и географическаго содержания, меньше всего пользуются книгами по прикладным знаниям, журналами "Деревня" и "Вятская газета".
Подписчики, состоящие к 1 января 1899 года, распределяются:
Истобенская библиотека.
Мужчин - 143
Женщин - 14
Всего - 157
1902 год. Общества трезвости. Возникновение и деятельность.
- Подробности
- Опубликовано 10.11.2019 17:36
Вятские епархиальные ведомости 1902 г. № 10 (16 Мая)
Общества трезвости.
"Об обществах трезвости вообще.
Общества трезвости впервые стали возникать в России в 1858 году. Их появление было вызвано, главным образом, злоупотреблениями откупщиков, в руках которых находилась в это время у нас продажа вина. Возвышенная до крайней степени цена на водку, недоброкачественность последней и ряд всевозможных стеснений и неприятностей, которые приходилось испытывать народу от служащих и откупщиков, заставали сам народ вступить в борьбу с откупщиками: он стал отказываться пить водку и начал образовывать общества трезвости, с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание.
...
Словом, по всей России началось движение народа зa трезвость, вызванное, впрочем, не столько сознанием вреда пьянства, а, — как это отмечалось в общесгвенных приговорах, — по причине непомерной дороговизны и недоброкачественности вина.
Все эти общества трезвости не имели пока той организации, какая есть у существующих в настоящее время обществ трезвости. Все дело сводилось к составлению приговора не пить водку, не покупать ее у откупщиков, а если надо, на праздники, на свадьбы, то покупать вино виноградное. Такие приговоры заключались на полгода, на год, а нарушители приговора подвергались штрафу в несколько рублей (от 5 руб.) и 25 ударов розгами, причем половина штрафа шла в церковь, другая в мирские суммы.
Когда началось такое движение народа с участием духовенства против откупщиков, когда, несмотря на все попытки, не удалось сломить сопротивление народа и заставить его по прежнему пьянствовать,— откупщики испугались, начались доносы и преследование поборников трезвости.
...
С такими жалобами они обратились к министру финансов. Последний, в интересах казны, должен был внять их просьбе, и вот появился циркуляр губернаторам — где приказывается не препятствовать добровольно изъявленными частными лицами желаниям сохранять трезвость и воздержание, и в то же время, - принять меры, чтобы ни с чьей стороны не было употребляемо побудительных к тому средств, как-то: формальных приговоров со штрафами, наказаниями и проч., a полиции было приказано наблюдать, чтобы откупщики исполняли свои обязанности.
Следствием такого циркуляра было то, что общества трезвости быстро исчезли и о них не было слышно до конца 80-х годов.
Новое, второе движение к устройству обществ трезвости, в особенности между простым народом, было вызвано главным образом указом Св. Синода, которым он в 1889 г. (28 апр. №5372) предложил духовенству заняться организацией обществ трезвости как средств для борьбы с пьянством. Этот призыв не остался без внимания — опять по всей России начали возникать общества трезвости.
...
Рассматривая в частности деятельность обществ трезвости, нельзя не заметить, что она вообще проявляется в самых разнообразных формах, при чем в основе этой деятельности, конечно, лежит борьба с пьянством, а главным характером этой деятельности - является благотворительность, помощь неимущему, бедняку.
В числе средств, при помощи которых общества стараются отвлечь народ от кабака, являются следующие:
1) Устраиваются чайных и столовых, где чай и пища даются хорошего качества и за дешевую цену. Напр., порция чая для одного продается за 4-5 коп. с двумя кусками пиленого сахара; для двух 7 коп. и т. д. Порция супу или щей стоить 2—3 коп. с куском хлеба, порция каши 3 коп., мясо продается отдельно. Большинство обществ трезвости, имеющих свои чайные, как накануне Пасхи, так и Рождества, в день кончины Императора Александра III и в других особых случаях устраивают бесплатные обеды для бедных. В Казани и в Рыбинске, в столовых обществ трезвости, продаются особые марки для раздачи вместо милостыни нищим; по этим маркам, в разные цены, дают пищу и чай.
2) Для привлечения посетителей в чайные и столовые, последние имеют к услугам посетителей газеты и журналы, а в иных и библиотеки с книгами; последние даются не только для чтения на месте, но и на дом; имеются в некоторых чайных органы, герофоны, оркестрионы и другие музыкальные инструменты; есть чайные, в которых накануне праздников служится всенощная, а в день праздника бывают духовные беседы, которые начинаются и кончаются общим пением молитв. Словом, делается все, чтобы приучить народ чайную предпочитать кабаку для препровождения в ней своего свободного времени.
3) Для распространения в народе сведений о вреде пьянства устраиваются беседы и чтения, раздаются специально изданные против пьянства листки, брошюры и книги; во многих обществах трезвости есть особые библиотеки с книгами и журналами против пьянства.
4) Устройство вообще библиотек из книг, допущенных Мин. Нар. Просв. к обращению в народе, — при чем эти книги или бесплатно или за самую ничтожную плату даются на дом (чаще одним только членам общества).
5) Устройство книжных складов для продажи народных книг.
6) Устройство воскресных школ (Ярославль, Москва и др.), где учениками являются не только дети трезвенников, но и сами члены обществ.
7) Устройство в самых широких размерах народных чтений со световыми картинами и бесед в храмах. Чтения ведутся или в школах, или в чайных, или в особых зданиях.
8) В летнее время устройство паломничеств для поклонения особо чтимым святыням (С.-Петербург, Тверь и др.), устройство крестных ходов, а также прогулок с образовательною целью.
9) Обучение церковному и светскому пению.
10) Пользуясь правом по уставу следить за явным нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и иногда, хотя с великим трудом, но достигали желаемого успеха.
Деятельность духовенства Вятской епархии по устройству обществ трезвости в губернии.
В Вятской губернии общества трезвости стали возникать с 1890 года, после издания указа Св. Синода от 28 апреля 1889 г. за № 5372, приглашающего духовенство заняться организацией обществ трезвости, как средств для борьбы с пьянством, и циркулярного предписания Вятской духовной консистории от 10 декабря 1892 г. за № 15169 духовенству епархии о том же.
В настоящее время, по имеющимся в Вятской духовной консистории сведениям, доставленным о благочинными, в Вятской губернии существует всего 33 общества трезвости:
7 в Вятском уезде,
5 в Слободском,
4 в Котельническом,
по 3 в Яранском, Уржумском и Сарапульском уездах,
по 2 в Орловском, Нолинском и Малмыжском
и 1 в Елабужском;
в Глазовском уезде, судя по доставленным сведениям, обществ трезвости нет.
...
Орловский уезд.
В Орловском уезд существуют два общества трезвости: в селах Истобенском и Космодамианском.
Истобенское общество трезвости открыто с разрешения Министра Внутренних Дел 26 ноября 1896 года, под наименованием "Спасо-Талицкое и Истобенское общество трезвости". Деятельность его проявилась и проявляется в следующем:
26 ноября 1896 года обществом открыта в с. Истобенском чайная и при ней бесплатная библиотека-читальня. По воскресным и праздничным дням в помещении чайной ведутся чтения с туманными картинами.
В 1901 году в с. Истобенском начато постройкой довольно обширное здание для аудитории и чайной, при содействии истобенского сельского общества и орловского уездного земства. Председателем общества трезвости состоит местный священник о. Михаил Введенский.
(Устав Спасо-Талицкого и Истобенского общества трезвости размещен в разделе "История", меню "Документы" - примечание автора проекта).
1902 год. О бесплатных народных библиотеках.
- Подробности
- Опубликовано 29.12.2020 21:25
ДОКЛАД о безплатных народных библиотеках и библиотеках-читальнях.
Количество народных библиотек и библиотек-читален в минувшем 1901 году, по сравнению с 1900 годом, не изменилось. Как и в 1900 году, их было: 38 публичных библиотек при народных училищах, 7 библиотек-читален н 269 библиотечек, по одной в каждом сельском обществе стоимостию до 9 руб.
Народныя библиотеки при училищах имеются во всех селах уезда, за исключением Белоозерскаго и Монастыршинскаго. В 1900 году, как известно земскому собранию, возбуждено ходатайство пред министерством народнаго просвещения об открытии новых 12 народных библиотек при земских училищах, между прочим, при Белоозерском и Монастыршинском, но ответа на него пока не получено. Народныя библиотеки при училищах открыты па основании ст. IV журнала совета министерства народнаго просвещения от 30 января 1867 года и циркуляра министерства от 12 сентября того же года. Оне находятся в заведывании дирекции и инспекции народных училищ.
Народныя библиотеки-читальни, открытыя на основании правил о безплатных народных читальнях 15 мая 1890 года, имеются в следующих пунктах уезда:
1) В г. Орлове, при чайной столовой местнаго благотворительнаго общества. Библиотека содержится на средства благотворительнаго общества с пособием от земства,
2) В с. Истобенском, — открыта и содержится на средства Истобенскаго сельскаго общества с пособием от земства.
3) В Коврижской волости, при местном волостном правлении. Открыта на средства бывшаго Петербургскаго комитета грамотности и в настоящее время содержится на местныя средства с пособием от земства.
4) В Посадской волости, при волостном правлении, открыта в 1897 году на средства бывшаго Петербургскаго комитета грамотности, содержится па пособие земства.
5) В с. Верхошижемском, при местном волостном правлении, открыта также на средства бывшаго Петербургскаго комитета грамотности, содержится на местныя средства и пособие земства.
6) В с. Русаковском, открыта и содержится на местный средства, с пособием земства.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Кроме 2310 руб., идущих на содержание Истобенскаго 2-х класснаго училища из государственнаго казначейства было:
а) 28,80 руб. выдано учителям названного училища Разумовскому и Русалееву в пособие возмещения 6% вступительного взноса в пенсионную кассу учителей