Истоки (краеведческие очерки). 1996 год.
- Подробности
- Опубликовано 10.11.2011 17:51
Документ прислан посетителем сайта Николаем.
В память моего учителя, профессора КГПИ А. В. Эммаусского, истобянам и всем жителям Оричевского района посвящаю.
К территориям, где в древности зародилась русская жизнь на Вятке, относились районы современного города Кирова (Вятки), Кирово-Чепецкий, Оричевский, Орловский, Верхошижемский, Котельнический. На карте области хорошо видно, что Оричевский район среди перечисленных занимает центральное положение, относится к ядру русской Вятки. Расположенный по рекам, входящий в старину в Хлыновский и Орловский уезды, он был важнейшим объектом на¬чальной русской колонизации вятских земель.
На его луговые и лесные угодья уже в конце; XII века проникают и селятся русские люди, попадая в инородную среду северо-удмуртской ветви племен «Ватка». Колонисты постепенно теснят аборигенов к Приуралью и русифицируют местность, на которой они поселились. Удмурты-аборигены откатились по реке Чепце на восток. Новопришельцы создают в облюбованных местах займища, починки, деревни и села. Можно выделить четыре направления миграции русских землепашцев вглубь лесных массивов современного Оричевского района:
Речные магистрали. Придя с разных сторон на Вятку – по Волге, Каме, Северной Двине, Югу, Моломе, Унже, Ветлуге, первопроходцы-колонисты, главным образом новгородцы, устюжане, суздальцы, нижегородцы, оседают на территории Истобенского левобережья, на землях около деревни Разбойный Бор и в других местах. Одновременно они продвигались по реке Быстрице к современным селам Быстрица и Адышево, а по её притоку Сингиревке доходят до земель нынешних сел Камешница и Пустоши и селятся на них.
Сухопутные лесные дороги и путики с Истобенского левобережья на юг, юго-восток и восток к селениям Шалегово, Пустоши, Пищалье, Монастырщина, Марадыково, Спасо-Талица, Усовы.
«Государева большая дорога», известная уже в XV веке (а может быть, и ранее), идущая с Вятки на Москву через города Орлов, Котельнич, Галич, Кострому и Ярославль. Небольшой её отрезок пролегал и по землям нашего района.
«Кукарская дорога», соединяющая г. Хлынов со слободой Кукаркой (Советск) через Адышево, Коршик, Илгань, Верхошижемье.
Отдельные поселения русских в землях теперешнего района зародились уже в конце ХIII-ХIV-веках (Истобенск, Разбойный бор, Быстрица, Адышево). Однако большинство их образовалось в бурное и сложное для Русского государства время XVI-XVII столетий. В связи с ростом крестьянских повинностей, усилением крепостничества с почти непрерывными народными восстаниями, войнами и интервенциями на земли страны усиливаются внутренние миграционные процессы, приток переселенцев в Вятский край. Идет передвижка населения из заоброченных мест в нежилые, лесные районы и внутри самого Вятского края. Жители спасаются от налогов, разорения, кабалы, солдатчины.
С начала заселения земель нашей округи русскими жители её населенных пунктов составляли сословие черносошных крестьян, несущих тягло в пользу казны. В то же время было немало и крестьян церковно-монастырских, которые принадлежали Хлыновскому Успенскому Трифоновскому и Истобенскому Троицкому монастырям. С 90-х годов XVIII столетия, после секуляризации церковных земель, церковно-монастырские крестьяне превратились в экономических, а затем в государственных, с несением всех повинностей в пользу государства. Их трудом создавалась и обустраивалась старинная Вятка, села, деревни и займища близлежащей округи.
3
Село Ново-града ушкуев (Истобенск)
Легенды и быль
Примерно в середине пути между городами Орловым и Котельничем, на возвышенном левом берегу реки Вятки, стоит большое село, вытянутое вдоль побережья, с двумя церквями по краям, резко вырисовывающимися на фоне неба. Это Истобенск.
Название села происходит от древнерусского слова «истба», «истоба» – изба, построенная из рубленого леса. До прихода на Вятку русских на месте будущего села располагались вотские селища-городища. Одно из таких городищ существовало в X–XIV веках у деревни Тиваненки. Племена вотяков-удмуртов проживали в полуземлянках-шалашах, крытых корой и дерниной. Поселение из рубленых истоб, возникшее на месте селищ коренных жителей – вотяков, получило название «Истобное».
Село Истобенск издревле являлось центром тяглового и оброчного станов, позднее - волости. История села богата событиями и интересными людьми и корнями уходит в седую старину.
Уже в XII веке русские стали проникать в бассейн реки Вятки. Но массовое заселение русскими Вятской земли произошло в XIV веке. Сразу в нескольких летописях отмечается, что в 1374 году на среднее течение реки Вятки пришли с Волги новгородские ушкуйники-разбойники, основавшие города Никулицын, Котельнич, Хлынов. Шли они, по летописным известиям, реками; с верховьев Камы на Чусовую, а затем на Чепцу и Вятку, с Ветлуги – на Молому и Вятку. Существовал, по-видимому, ещё третий, более древний путь: с Юга – притока Северной Двины – на Ветлугу и Молому, а с них на Вятку.
Вскоре после прихода на реку Вятку новгородцев, во время на¬бегов татарского царевича Арапши и мурзы Вегича на Суздальско-Нижегородскую и Рязанскую земли, в вятские лесные дебри устрем¬ляется второй миграционный поток русских переселенцев – из Нижегородчины. Вот в эти неспокойные годы, по-видимому, возникло русское поселение левобережья Вятки на месте современного села Истобенска, хотя наиболее древние документы о селе относятся к началу XVII века.
В Отписке из города Котельнича в город Хлынов приказных Попова, Рязанцева и Моргунова на имя князя Михаила Ухтомского от конца 1609 года упоминаются ратные (военные) и ярыжные (слу¬жилые люди, чиновники) истобенцы, участники событий крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией начала XVII века. В «Дозорной книге» князя Звенигородского 1615 года назван погост Истобной и в нем деревянная церковь Николы Истобенского. В «Писцовой книге города Орлова с уездом за 1629 год, составлен¬ной А. Толочановым, официально зарегистрирована единственная в левобережье реки Вятки Истобенская волость с погостом в 69 дво¬ров и 103 поселения тягловых и оброчных крестьян со 194 дворами.
В центре волости – погосте Истобенском – имелась деревянная шатровая холодная церковь Николы Чудотворца и теплая, с трапе¬зою, церковь пророка Георгия. Погост имел две торговые лавки, две кузницы, 1 торговую (для общественного мытья за плату) баню на реке Ярыге. Против погоста существовал перевоз через реку Вятку с постоялым двором при нем. В селе этого времени имелся таможен¬ный служилый человек, взимавший пошлины за торговые и иные сделки и получавший государственное жалование. Толочанов в своей книге сообщает, что у погоста «возник внове Троицкий мужской мо¬настырь с двумя кельями, с черными старцами, теплой Троицкой церковью и Введеньевским приделом, а также с дворами бобылей монастырских, количество которых не указано, так как они не несли тягла государству. Всего в Истобенской волости 1629 года было 104 селения с населением около 1,5 тысячи человек без учета мо-настырских крестьян.
Село Истобенск начала XVII века представляло крупный населен¬ный пункт Вятской земли. В нем имелось три церкви (1 монастыр¬ская), 69 дворов государ-ственных тягловых и оброчных крестьян и какое-то число дворов монастырских крестьян. В соседнем уездном городе Орлове
4
было также 3 церкви, 83 жилых двора и 6 дворов учреждений. Иначе, село Исто-бенск и по величине, и по населению равнялось примерно городу Орлову. О древности заселения Истобенского левобережья говорят старинные легенды и предания, а также некоторые косвенные доказательства:
Старожилы из поколения в поколение передавали легенду о происхождении жителей села от праотцов – новгородских ушкуйников. А в летописи села Шалегово (бывшего Покровского), в свое время хранившейся в Покровской церкви, отмечалось, что первыми жителями Шалегова были семьи «из ново-града ушкуев», которые проживали на Истобенском побережье и сбежали оттуда при Иване IV Грозном, когда составлялись Писцовые книги для обложения населения тяглом в 1570, 1590 и 1595 годах.
До самой революции в Истобенской округе бытовало предание о какой-то битве устюжан и рязановцев, происшедшей в древности на побережье около села. В память о ней в 1855 году на месте битвы была воздвигнута каменная часовня, поставленная взамен обветшавшей деревянной старинной часовни 1702 года. А до этой, утверждали старики, были ещё более древние, сгнившие одна за другой. В часовне ежегодно проводились поминки по погибшим воинам.
Легенда о битве нашла отражение в местной краеведческой литературе. Толкования её различны. Однако в основе преданий старины лежат достоверные исторические факты и не об одном, а о двух разновременных исторических событиях, о двух сражениях, происшедших на истобенском побережье. Даль времен провела смешение этих двух событий истории Вятской земли.
Один из них, отмеченный летописями, разбойный поход 1379 года в Арскую землю атамана новгородских ушкуйников Рязана. Арянами звали удмуртские (вотские) племена татары. Земля арян в XIV веке начиналась на средней Вятке, где археологами открыто до 15 вотских поселений. Неверно относить эту землю лишь к городу Арску под Казанью, как об этом пишут ряд историков.
В Оричевском районе найдены археологами два поселения арян-удмуртов: Тиваненское городище, расположенное в двух километрах от села Истобенска, и городище на реке Быстрице, у Стрижей. Русские колонисты-первопроходцы, придя на Вятку, в том числе и на Истобенское левобережье, по праву сильного потеснили арян-удмуртов на их пахотных, возделанных для хлебопашества землях и обложили арян данью.
И вот, когда в земли арян, принявшие на средней Вятке русское подданство, вторглись разбойные ватаги Рязана и пограбили арские поселения, а попутно русские деревни и села, вятские жители решили проучить незваных пришельцев. Было создано сборное войско. Разбойники Рязана, захватив большую добычу, остановились на зимовку до весенней распутицы в прибрежных деревнях Истобенской округи. С весенним вскрытием рек Вятки и Моломы ото льда рязановцы хотели уйти с награбленным добром на родину.
Вятские ратники зимою 1379 года пришли на Истобенское побе¬режье, напали на рязановцев, наголову разбили их, а самого атама¬на захватили в плен и, как говорят летописи, предали мучительной смертной казни. По-видимому, после пыток незадачливый атаман был посажен на кол.
В черту села Истобенска позднее вошла деревня Рязановская (Мошкины, Ярыгины), которая упоминалась в переписных книгах 1629 года. Название этой деревни ряд краеведов относят к имени атамана Рязана и к событиям 1379 года, связанным с этим именем. Да и легенда о древней битве у села Истобенска упорно утверждает, что это была битва «рязановцев», то есть воинов атамана Рязана, а не каких-то других.
Другим историческим событием, нашедшим отражение в летописях и преданиях местной истории, явилась битва рати устюжан под руководством Анфала Никитина и вятчан, предводительствуемых Михаилом Рассохиным, в 1418 году в нескольких местах Вятской земли. Михаил Рассохин, московский наместник на Вятке, бывший двинский боярин, переметнувшийся на
5
службу великому князю, в 1417 году по воле Москвы ходил походом против Новгорода Великого «с вятчаны». Объединенная московская рать, в которую были включе¬ны устюжане и вятчане, потерпела поражение и понесла крупные потери. Много вятчан погибло.
Когда остатки разбитых вятских войск вернулись домой, бояре и богатые купцы спровоцировали волнения в городе, Вятке и «отложились» от Москвы, перестав признавать её власть. Михаил Рассохин изменил своему господину, великому князю, и перешел на сторону крамольных феодалов Вятки. Следует заметить, что Вятка только незадолго до этих событий, в 1414 году, была взята «за себя» московским великим князем у потомков нижегородско-суздальских князей.
Узнав об измене своевольной Вятки, Василий I направляет против нее устю-жан во главе с воеводой Анфалом Никитиным. Крупные сражения противных сил – устюжан и вятчан – произошли у городов Вятки и Котельнича, под селами Гостевским и Истобенском. Устюжские войска потерпели страшное поражение. Анфал, сын его Нестор, воеводы устюжан Василий, Федор, Патрикий, Иван, Стефан, Матвей, Григорий, Панкратий, Исакий и другие погибли в битвах на Вятской земле. Трупы Анфала и Нестора устюжане унесли с Вятки и захоронили в одном из селений на реке Анданге в Устюжской земле. А останки других воинов, как вятчан, так и устюжан, были погребены в братских могилах.
Одно из захоронений погибших в боях связывают с церковной ча¬совней села Истобенска. В память о сражениях 1418 года в ряде городов и сел Вятской губернии до революции по древним синодикам поминались погибшие с Анфалом «устюжские родители». Поминальный день в Вятке связывался с праздником «Свистуньи», в городе Котельниче он назывался Семиком. В Истобенске поминки павших с Анфалом воинов по монастырскому синодику, который нынче хранится в библиотеке имени В.И. Ленина в Москве, проводились в последнюю субботу на Троицыной неделе перед Петровым днем. Это был большой базарный праздник жителей села.
О сражениях на истобенском побережье в древности свидетельствуют находки жителей на легендарном поле битвы наконечников копий и стрел, остатков кольчуги в захоронениях русского типа у часовни, двух бердышей, один из которых был обнаружен в размыве берега реки Вятки опять же вблизи часовни, и других вещей.
О древности села Истобенска свидетельствуют и другие данные. В их числе найденный в 1909 году в хозяйстве крестьянки Пелагеи Лобастовой деревни Ганичи клад из 99 серебряных копейных, мочевых денег и полушек царствования великих князей и царей россий¬ских XVI-XVII веков: Ивана IV Грозного, Федора Ивановича, Бо¬риса Годунова и Михаила Романова. Клад местными властями был отправлен в Петербургскую археологическую комиссию.
Древность села Истобенска подтверждается топонимикой и фамилиями истобян. Многие географические названия местностей, речек, урочищ, простей, озер, сел, деревень повторяют аналогичные же в Новгородской, Двинской, Устюжской, Нижегородской областях. А фамилии первоначальных жителей Истобенской округи говорят, откуда пришли на Вятку их хозяева: Коржавин, Двинянин, Устюжанин, Вылегжанин, Галечанин и другие.
Землепользование истобян по документам первой половины XVII века, сообщающим, что их владения глубоко вклинивались во владения орловчан и котельничан, подходя чуть ли не под стены городов Орлова и Котельнича, также свидетельствуют об исконной древности истобенских поселений и о возникновении села не позднее времени основания соседствующих городов.
Войны
Соглашаясь с доводами о заселении русскими Истобенского левобережья с семидесятых годов XIV века, когда здесь произошла битва вятчан с разбойной Ватагой Рязана (1379 год), можно смело утверждать, что починки, займища и деревни Истобенской округи, по-видимому, испытали на себе тяжесть первого крупного набега татарских орд на Вятские земли. Это произошло в
6
1391 году, когда Хан Тохтамыш направил против Вятки крупный военный отряд царевича Бектута. Тогда татары впервые взяли город Вятку, разорили обжитые районы, многих людей посекли, множество увели в неволю.
В XV-XVII столетиях татарские конники неоднократно ходили в вятские земли, грабили её города – Вятку (Хлынов), Котельнич, Орлов, а также слободы, села, деревни в окрестностях этих городов. Истобенск не мог избежать общей участи вятских городов и сел. Почти в каждый набег татар он подвергался опустошительным грабежам и разорению. Когда в 1468 году казанский хан Ибрагим разорил и пожёг пригороды Вятки, он разорил и село Истобенск.
В 1478 году Ибрагим повторил свой поход и опять пограбил волости и станы у Котельнича и Орлова. Истобенская округа снова подверглась опустошению. В 1542 году казанский хан Сафа-Гирей «повоевал» местности около Котельнича и обрушился на Устюжские земли. На обратном пути у города Котельнича, в устье Моломы, ему устроен был «переём». Сафа-Гирей потерпел сокрушительное поражение. В разгроме татаро-дарийского войска участвовали ратники многих селений Вятской земли. Мужественно в их рядах сражались истобяне. В рядах вятских судовых и пеших ратей они ходили на татар при взятии Казани (1552 год), Астрахани (1556 год), помогали Москве в разгроме и присоединении Сибирского ханства (1598 год).
В период складывания единого централизованного государства, как и все жители Вятской земли, истобяне втянулись в борьбу противостоящих друг другу внутренних и внешних сил. До 1414 года Вятская земля была вотчиной суздальско-нижегородских князей, с 1414 до 1418 года – «великого князя вотчиной», с 1418 до 1453 года – вотчиной садицких (???) князей (с небольшими перерывами), а с 1453 года опять великокняжеским владением. Однако в силу отдаленности Вятки от Москвы и других центров средневековой Руси, она лишь номинально подчинялась Нижнему Новгороду, Москве, Галичу. В Вятской земле очень сильны были аристократические «органы земского выборного самоуправления из бояр, богатых гостей, житьих людей, духовенства. Для контроля за их деятельностью и выполнения воли государей – владельцев вятской вотчины – ставился наместник центра. Но многие вопросы вятские жители решали самостоятельно. Они нередко отказывались выполнять указания Москвы, даже тогда, когда Вятка стала вотчиной великих князей. И ходили «воевать» великокняжеские владения. Из-за боязни окончательной утраты своих феодальных прав и вольностей вятские аристократы постоянно проявляли не-послушание и сепаратизм. Сепаратистские действия вятской знати объясняются также давлением на нее казанских татар: они угрозой нашествия на Вятские земли заставляли их жителей занимать или враждебную, или нейтральную московскому князю позицию.
На Вятке в течение всего XV столетия шла ожесточенная борьба сторонников Москвы – «московской партии» – и её противников – сепаратистов-самостийников. Верх в борьбе брала то одна, то другая группировка. В зависимости от сил, которые утверждались у власти в разное время, вятчане шли или с Москвой, против её врагов, или с её врагами, против Москвы. Великие князья проявляли крайнее недовольство политическими пируэтами вятчан, нежеланием считаться с их волей. Они стремятся подавить силы самостийников и заставить вятчан служить себе.
Для выполнения этих целей при великом князе Василии II Васильевиче в 1457 году под руководством князей Ивана Васильевича Горбатого, Ивана Ивановича Ряполовского и боярина, воеводы Григория Перхушкова организуется военный поход московских войск на Вятку. Великокняжеская рать осадила Хлыновскую крепость, незадолго до этого построенную, но взять её не смогла. Бояре и купцы подкупили воеводу Григория Перхушкова, и он «норовил» вятчанам: снял осаду города и увёл войско восвояси.
Заменив воевод, Василий II в 1459 году повторил поход на Вятку. Возглавил московское войско Иван Юрьевич Патрикеев. На этот раз великокняжеские войска, в которых было много устюжан, «...шедше городки поймали Котельнич да Орлов...», – захватили и позорили ближайшие к ним селения. Вскоре московские ратники осадой заставили вятчан сдать свою столицу. Крестным целованием ослушники признали власть великого князя.
7
Однако ещё 30 лет шла тяжба вятской знати с великокняжеской властью: оставаться ли Вятке независимой или быть поглощенной Русским централизован-ным государством. Весь этот период вятчане опять ходили то с Москвой, против её врагов, то зорили земли великого князя в Устюжне, Перми Великой и других районах. Воевали они в великокняжеской рати против татар и выступали с ними против Москвы. Наконец, терпение Москвы «воровством» вятчан кончилось. Новая, но неудачная, попытка похода на Вятку была предпринята великим князем в 1485 году. А в 1489 состоялся заключительный этап борьбы Москвы с непокорной Вяткой.
Мобилизовав силы, великий князь в 1489 году двинул на вятские земли огромное по тем временам войско, численностью в 64 (а в некоторых летописях в 72) тысячи человек.
Во главе его стояли боевые воеводы Даниил Васильевич Щеня и боярин Григорий Васильевич Морозов. В июле 1489 года московские отряды штурмом взяли Котельнич, овладели Орловым, разорили села и деревни вокруг них. Было разграблено и село Истобенск.
В середине августа 1489 года ратники подошли к Хлынову и осадили его. Город оборонялся. Но когда осаждающие пригрозили сжечь вятскую столицу и начали к этому готовиться, осаждённые вынуждены были сдаться. Противники Москвы, главари сепаратистов П. Богодайщнков, П. Лазарев и И. Аникеев были выданы московским воеводам. Их публично били кнутом, а затем повёсили. Аристократическая боярско-купеческая верхушка Вятки была разгромлена. Знатным семьям великий князь Иван III Васильевич устроил «развод». Эти семьи переселили в центральные районы страны. В Вятку прибыл великокняжеский наместник с аппаратом служилых людей. Они заменили распущенные органы земского самоуправления. С независимостью мятежной Вятки было покончено навсегда. Она окончательно вошла в состав Русского централизованного государства.
Создание Русского централизованного государства сопровождалось усилением закрепощения крестьян и ростом тяглового их обложения. Чтобы определить размер фискальных поступлений государству, начиная с Ивана IV Грозного, в России стали регулярными переписи населения.
В конце XVI – начале XVII веков в связи с разорительными войнами, неурожайными годами и голодом в стране нарастает классовая борьба, которая прорывается в массовых восстаниях крестьян в первые годы XVII столетия. Народные восстания ослабляли центральную власть. Этим пытаются воспользоваться польские паны, которые через своих ставленников Лжедмитрия I и II проводят вмешательство в русские дела, а затем открытую интервенцию. На северо-западные русские земли вторгаются шведы.
В истории России начался сложный и противоречивый период, когда события крестьянской войны переплетаются с событиями польско-шведской интервенции. Этими событиями была захвачена и вятская земля. Так, осенью 1606 года в Котельниче восстала посадская беднота и мелкий служилый люд. Восставшие «на кабаке чаши пили» за царевича Дмитрия (то есть Лжедмитрия I), надеясь, что он даст народу свободу и землю.
Восстание было подавлено. В январе 1609 года произошли новые антифео-дальные выступления горожан и крестьян в Санчурске, Яранске и слободе Кукарке. Восставшие, наивно поверив «прелестным письмам» Лжедмитрия II, обещавшего дать народу волю, не зная, что он ставленник польских панов, присягнули самозванцу. По названию села Тушино, где стояли главные силы Лжедмитрия II, его сторонники стали именоваться тушинцами.
Вятские тушинцы из южных волостей готовились к наступлению на север, чтобы взять города Котельнич, Орлов и административный центр – Вятку. Против тушинцев, чтобы разгромить их мятежные силы, к городу Вятке стягиваются правительственные войска. Царский воевода князь Ухтомский направляет в соседние города России гонцов за подкреплением.
Для контроля за действиями тушинцев, чтобы парализовать их продвижение к Вятке, Ухтомский на всех дорогах, в местах речных переправ и на пристанях поставил сильные сторожевые заставы.
8
В Котельниче и Орлове стояли крупные гарнизоны. Село Истобенск, оказавшееся в эпицентре обороны правительственных войск, было втянуто в борьбу враждебных сил. В самом селе располагался сторожевой отряд, который выставлял пикеты за рекой Вяткой на Орловской дороге и охранял перевоз через реку. Другой пикет стоял на дороге, ведущей к Котельничу, в районе современного села Пищалья.
Истобенская волость, насчитывающая в это время около 1,5 тысячи человек населения, поставляла в царские войска воеводы Ухтомского немало ратников. Истобяне участвовали в укреплении обороны Вятки, Котельнича, Орлова, ходили в разведку как лазутчики, были гонцами, подвозили ратные припасы, несли гарнизонную охранную службу, участвовали в походах и боях. В «Отписке правителей города Котельнича князю Ухтомскому», направленной в Вятку в январе 1609 года, упоминаются военные и ярыжные истобяне, действующие в стане тушинцев в качестве лазутчиков.
До осени 1609 года враждебные стороны упорно готовились к столкновению. Первыми выступили тушинцы. В ноябре 1609 года они подошли к Котельничу и взяли его штурмом. Отсюда они устраивают набеги на соседние северные районы, угрожая Орлову и Вятке. По-видимому, село Истобенск попадало в зону военных действий и подвергалось набегам тушинцев.
Получив подкрепления из северо-русских городов и пополнив воинские силы, князь Ухтомский направил их к Орлову. Отсюда в декабре 1609 года царские войска князя Ухтомского переходят в генеральное наступление на мятежные районы. В Котельнич и слободу Кукарку шла сухопутьем по проселочным дорогам конно-пешая рать. Двигаясь через село Истобенск, судовая рать вобрала в себя ратников-истобян, несущих караульную службу у перевозов.
При подходе царских войск к Котельничу тушинцы, не приняв боя, бежали из города. Затем от тушинцев была освобождена Кукарка. Войска их сосредоточиваются у Яранска. Здесь в январе 1610 года состоялось генеральное сражение войск воеводы Ухтомского и сил яранских тушинцев. Потерпев крупное поражение, остатки тушинцев ушли в Заволжье. Часть вятских ратников возвратилась по домам. Однако многие, в том числе и истобяне, участвуют в борьбе с поляками в составе первого и второго ополчений и в окончательном освобождении Русского государства от интервентов.
- Назад
- Вперёд >>